Зураб Церетели в юбилей Академии изящных искусств: “я Считаю, что молодых академик!”

фoтo: mr7.ru

Цaри вeршaт истoрию

1724. Пeтр И пoдписaл укaз o сoздaнии aкaдeмии, в кoтoрoй учaт “язык, прoчим нaукaм и знaтным xудoжeствaм”. Выпoлнeния гoсудaрeвa aльянсa привoдит к пoявлeнию xудoжeствeннoгo oтдeлeния в сoстaв нoвoучрeждeннoй Aкaдeмии нaук. Нo такое “тело” не является жизнеспособным: ученые конфликтуют со служителями муз и оных “затирают”.

1757. Попытки этих сферах долго не работают, пока не принимает для патрона, куратор Московского университета Иван Шувалов. На совет Заставляет именно он, после того, как влияние на императрицу Елизавету Петровну, добивается учреждения “особую трех знатнейших художеств академию”. “Знатнейшие” — живопись, ваяние, архитектура.

1758. Первый набор учащихся — от студентов гимназии при Московском университете 16 человек, остальные из солдат, детей Петербурга. Из-за отсутствия государственного пространства, обучение происходит прямо Шувалова дома, в семейном доме на Садовой улице.

1764. Первый аукцион ученических работ — деньги отправляются на устройство театра, в котором могли бы играть питомцы академии, “для отвращения мыслей ученических во время праздное от скуки, и отвлечь их от недозволяемых шалостей”. А на Васильевском острове начинается строительство великолепного здания по проекту Валлен-Деламота и Кокоринова.

1800-1811. Время президентства графа Александра Строганова называют золотой век классицистической академии. В своем дворце на Невском академисты копий шедевров живописи. Из собственных средств, он помогает студентам.

1863. “Бунт четырнадцати” во главе с Крамским. Совет профессоров отвергает их просьбе, возможность самостоятельно выбирать темы для конкурсных работ на большую золотую медаль. Молодые люди отказываются от соревнований, получили только звание классный художник 2 степени, что является менее престижным.

1867. Академия организует художественный отдел на Всемирной выставке в Париже. Произведения были отобраны на кесарево, научных конференциях и в коллекции Павла Третьякова. После того, академия организует художественные отделы на всемирных и международных выставках (в Лондоне — в 1872 году, в Вене 1873, Париж — 1878 год, и так далее).

1872. При академии создается “свободные выходные классы рисования для народа”. 1879. года, они превращаются в “педагогические курсы для приготовления учителей рисования, с нормальною рисовальною школою и руководства музея”.

В 1893 году. 15. октября. Александр III бросил “изменить все… передвижников звонок”. Из академии отрывают единиц, которые называются высшим художественным училищем. Создают личные семинары, вести которые приглашают Репина, Куинджи, Шишкина, Маковского и др.

1898. 19. марта. Александр III открывает Русский музей, в формировании фондов, который активно участвует академии. Хранители музея назначает лиц академических званий. Академия контролирует состав коллекции, закупку и подарки.

Живописная мастерская профессора В. Маковского, в 1913 году. Фото: АРХИВ АКАДЕМИИ

Академия и революция

1905. 3. февраля. После Кровавого воскресенья студенты академии в знак протеста прекратить занятия. В середине февраля Поленов и Серов обращаются к вице-президенту Ивану Толстому с протестом против убийства беззащитных людей, солдат, над которым “сверху”, был президент академии князь Владимир А.. Серов выходит из состава академии.

1907. Ноябрь. Репин официально покинул должность профессора — руководителя мастерской.

1914-1917. В годы Первой мировой войны академия занимается вопросами охраны памятников.

1918. Академию, упраздняют, как “старорежимную” институцию. Но на фундаменте, сразу же прорастают Петроградские государственные художественно-учебные мастерские “при повторном художественная Академия” — там преподает, а именно, Петров-Водкин.

1947. Всероссийскую академию изящных искусств преобразована в Академию художеств СССР, который получает в Москве здание на Пречистенке, в собственности предпринимателей и меценату Ивану Морозову. Академия открывает здесь музей классического мирового искусства от Рубенса до Делакруа, от Поленова до Салахова.

1950-1960-е. Руки академии применяются ударов по неофициальным художникам. Но обвинять академию в официальной инструкции советских начальников в той мере, наивно. Не уважают — значит разрушить не только свою жизнь, но и свою работу.

Академия сегодня

1997. Как только президентом академии избран Зураба Церетели, сразу рана односторонность подхода изобразительного искусства и его идеологизированность. В академии приняли представители так называемого неофициального и актуального искусства: Юрий Аввакумов, Андрей Бартенев, Эрик Булатов, Франциско Инфантэ-Арана, Илья и Эмилия Кабаковы, Александр Пономарев, Оскар Рабин, Айдан Салахова…

1998. Открывается кафедра ЮНЕСКО изобразительного искусства и архитектуры. Академия участвует в международной выставочной деятельности: ее 250-летия, внесен в список памятных дат ЮНЕСКО.

1999. 15. октября. При академии открывается Московский музей современного искусства (ММСИ) — первый в России государственный выставочный боец, в полной мере специализируется на искусстве XX и XXI века. Начало музейному собранию, ставит личная коллекция Зураба Константиновича, который состоит в том, что момент более чем 2000 работ знаковых художников. Музей расположен на Петровке, в Ермолаевском переулке, на Тверском и Гоголевском бульварах. Сегодня ММСИ — центре городского арт-процесса.

В начале 2000-h. По инициативе академии и при участии в вопросе о реконструкции ее подразделения: музеи — Исаака бродского, Коненкова, Куинджи, Академии изящных искусств в санкт-Петербурге, музей-замок Павла Чистякова. Там открываются десятки выставок современных художников, конференции и семинары. В академии начинает работать отделение изображения и мультимедийные технологии и отделение новейших художественных течений.

2001. На базе академии создается Галерея искусств Зураба Церетели, где отображаются все виды изобразительного искусства, архитектуры и дизайна.

2009. Здание музея-мастерской Зураба Церетели на Большой Грузинской открывается как филиал ММСИ. Там публичности рассказывает о том, как возник творческий путь художника, глубоко связан с древним и современным искусством Грузии и Европы XX. века.

2013. В рамках одного из выставочных залов академии — в музей-усадьбы Репина “Пенаты” создаются два поля для игры в крикет. Это весело предавались русский туристов, XIX и XX веков, в том числе и гости художников.

2016. Переделкинская дача президента академии преобразован в парк скульптур Зураба Церетели. Парк, который является одновременно и творческой лаборатории мастера.

фото: Геннадий Черкасов
Зураб Церетели.

Секрет непотопляемости академии от Церетели

— В уникальной школе, — восклицает зураб Константинович. — Для изобразительного искусства академическая школа — это как таблица умножения, как ноты для музыканта. Либо слух ни был, ты не знаешь ноты — не можешь играть. Так и у нас. Нужно освоить основы, а дальше действительно строишь свой путь, искал себя. Но знания и профессионализм должны иметь.

— Зураб Константинович, какие слова лучше сегодня характеризуют понятие “Академия изящных искусств”?

— Школа. Музейный комплекс. Совет мудрецов. Модным местом. Такой ее Петр планировал, а Елизавета и Екатерина, разработали.

— Что сегодня происходит с художественным образованием в России?

— Проблемы в художественном образовании много, жизнь меняется, и требования к студентам тоже. Мы не можем не жить по старинке. Это, кстати, и история Академии изящных искусств видит. Все кризисы, переломы привели к изменения, дополнения, обновления. Главное — не совершить ошибки и не уничтожить нашу уникальнейшую школу.

Беспокоиться за то, что от нас ушли колледжей! Как можно отказать в академии образовательных функций?! 260 лет мы жили вместе: ученые, наука и образование. Теперь все отдельно — это губит школу. Учителя начали уходить из школы. А еще там работают наши ученые: почти все руководители семинаров Репинском и Суриковском институтах — академики, члены-корреспонденты. Это до сих пор, но время идет… связь теряется. Мы не обсуждаем программы, не мы проводим семинары, не готовятся списки для преподавания литературы, особенно для студентов. В конце концов, наш ИНСТИТУТ при академии должен знать потребности факультета, совместно работать. За все это мы и были одной структурой.

Еще одна большая проблема — отсутствие мастеров-художников, школьные учреждения, которые бы готовили специалистов, художников разных профилей. ФЗО, техникумы, магазины, школы все закрыты. Прекрасные мастера — и на мозаике, и на скульптуру, и театральным декорациям. Это особенно важно для развития монументального искусства. На совместном юбилейном заседании я хочу вынести вопрос о создании института исполнительских искусств. Уверен, коллеги меня поддержат!

— За какие заслуги сегодня в академию? Как это происходило и ранее?

— В соответствии с уставом, как и прежде, офиса выдвинул, то ассамблея голоса. Эта мудрость исходит от Петра, Елизаветы, Екатерины. В этом мы сохраняем традиции. Академия занимается художника. Результат нашей работы — многочисленные выставки, конференции, каталоги, научные сборники, мастер-классы известных художников, архитекторов. Это очень важно для будущих поколений.

— Сколько лет самым молодым академикам? Сколько их вообще?

— Для меня все молодые ученые. Я лично считаю, самый молодой академик! Вообще у нас разные возраста ученых — от 30 до 90, и все талантливые, яркие личности. Молодых уже много, они будущее академии. Но будьте осторожны, от искусства не стареют.

— Основная причина, по которой молодые люди должны прийти в академию?

— Чтобы увидеть, как это делают мастера современного изобразительного искусства различных уголков России и мира. Посмотреть профессиональное искусство.

— Как незнатоку отличить профессиональное искусство от дилетантского, отличное от текущего? Что советует академии?

— Так же, как незнатоку отличить великое научное открытие от шарлатанства. Можно сказать: глупости, раз я не понимаю, значит, это плохо. Нужно обращаться к специалистам-искусствоведам. Они всю жизнь занимаются тем, что изучают искусство и говорить о нем зрителей, объясняет, как его понять и оценить.

— Представьте, что вас просит, чтобы памятник Академии изящных искусств. Изображение, которое вы видите?

— Я вижу большую открытую книгу, в которой слова из известных указа о создании академии. Мудрость, которая вошла в указы Петра, Екатерины и в 1947 году, когда, после разрушения в 1917 году. году Академию изящных искусств воссоздали.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.