фoтo: Eлeнa Лaпинa
Тaкиx, кaк oнa, в нaшeм тeaтрe остались только несколько единиц. Что это за артисты, и как они отличаются и отличаются от нынешнего поколения лицедеев? Прежде всего, аристократизмом. Но не по крови, конечно, — семьи аристократов еще в 17‑м большевики с их безжалостным идеализмом, пытались извести как класс, если они не успели уйти и вынужденно скрывает происхождение. А в духе — они приняли из «недобитков» особое отношение к жизни, которые могут быть сведены к одному: достоинство и благородство. Ирина Павловна была из таких.
70 лет на сцене. Простая жизнь, был во время войны на фронтовых бригадах. Темноглазая красавица, всегда с улыбкой, особой манере говорить, немного нараспев, медленно, и эта манерность, кроме того, выделяла его среди актерской братии. Никогда ни о ком плохого слова, только немного ироничная улыбка, которая красноречивее всяких слов передавала ее отношение к человеку. Бабушка ее не назовешь — леди, уважаемый, уважаемые, а не поучающая матрона с большим театральным багажом. Живая, подвижная, с тонким юмором. Открытость и желание помочь в любой ситуации. Нет суетливости и при этом высочайшего профессионализма, где театр — закон. Жест, взгляд, каждое слово со сцены, слышит, высочайшая дисциплина. Работала всегда много и до последнего: она, артистки 90-х, в репертуаре было четыре спектакля — с успехом играл в постановках, которые можно назвать долгожителями: «Фома Опискин» по повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» (1995. год, реж. Павел Хомский), в котором Карташева мастерски создала образ взбалмошной генеральши. Полная противоположность леди из XIX века ее второй персонаж — Митрофановна из «Серебряного века» Михаила Рощина. В спектакле «Дядя Ваня» по Чехову (2009, Андрей Кончаловский) она сыграла Войницкую. В следующей постановке чеховской трилогии — «Три сестры» — образ, созданный суда Анфисы, которая стала «духом» дома Прозоровых. В 2013‑м Ирина Павловна — мадам де Розмонд в спектакле «Опасные связи», а через год блистательно сыграл Хрюмину-бабушка в «Горе от ума».
Кажется, она по-прежнему выходила на сцену, независимо от возраста, если бы не несчастье, которое обрушилось на семью: тяжело заболела и ушла из жизни любимая невестка Саша Туркан, театральная художница. Эта беда, что непрошено пришел в их крепкий дом, подкосила большую артистку. Что-то как будто надломилось, она как будто почувствовала, что время со всеми вытекающими последствиями: печаль, болезнь… В декабре Ирине Павловне операцию, как будто даже и хорошо, она быстро пришла в себя, но…
Прощание с Ириной Карташевой состоится 17. в мае в театре имени Моссовета.