Для тех, кому не нравится церемония награждения “Инновациии”, отправляется в Лос-Анджелес

Ждaли ли цeрeмoнию? — нe тo слoвo. Мнoгиe зaxoтят пoсмoтрeть, чтo вытвoрит с нeй нoвoe рукoвoдствo — кoмaндa гoсудaрствeннoгo музeйнo-выстaвoчнoгo цeнтрa “РOСИЗO” в лицe Eкaтeрины Кибовской. В планетарий съезжается почти все арт-сообщество: Ольги Свибловой (так и не получить приз для выставки “Русский космос” в МАММ) и Зураба Церетели до Андрея Малахова, продержавшего весь вечер руку жены Натальи Шкулевой. Был не только Зельфиры Трегуловой (провалился в важную поездку) и многие журналисты, которые не называли из-за ограниченного количества мест (10 356 получил в прессе), после чего в Фейсбуке разразился жуткий скандал.

Награждение “Новинки” — редкий случай для художественного мира, когда вся его женская половина отделена от страны — на каблуках. Отличилась только молоденькая, но уже прогремевшая по всему миру художница Таус Махачева, которая не меняется стильным кроссовкам. Она удивится, увидев его на сцене Большого звездного зала люди в цветастых масках из бусинок, трубы для коктейлей и формочек для выпекания кексов… Это дело рук художника Дмитрия Шабалина. Полчаса наряженные им перформеры просидят не шелохнувшись, а затем дать победителям статуэтки.

Запускает церемонии Иосиф Бродский, 77-летие со дня рождения которого отметили 24. мая. В кромешном мраке бьет наотмашь его голос, произносящий песню “Что касается звезд, то они всегда…” (организаторы-то чудом нашел запись). Здравствуйте поэта из далеких созвездий и туманностей смолкает, и к куполу зала начинают тробоскопить лучи. Аудитория опустил голову на спинку стула и вглядываются в презентация номинированных проектов, умело воспроизведенных с помощью полнокупольной графики.

Фото предоставлено пресс-службы премии.

— Это должен был распространять фотографии, на 12 проекторам, — объясняет автор сценария, режиссер-постановщик церемонии Андрей Савельев, известный по разработке шоу “Вечерний Ургант”. — Мы во всем прибегают к технологиям, даже и наградить победителей в каждой категории. Их со сцены бьет электронов рука робота…

Таким образом, художник года абсолютно заслуженно становится, как и предполагал “МК” в прошлом номере, удивительный мастер Леонид Тишков со своей потрясающей выставки-построено “Взгляни на дом”. Слово никому не дают, так что после официальной части, признав, коктейль, расслаблены и счастливы Тишков признает меня: “Ощущение большинство звезд! Один из персонажей моей выставки, месяц назад, приехал сюда, и в суде. Но я бы не смогла без актеров, режиссеров и команды нижегородского “Арсенала”, где проект”.

Надо сказать, победу в этой категории по-прежнему предсказывали Ирине Наховой для нее “Вид”, проникнувший в ГМИИ им. А. с. пушкина. Когда они объявили о Тишкова, Нахова не только не удивилась, но и не расстроен: “Результат ни на что не влияет и ничего не добавляет. Приз — государство, а у нас поддержки искусства, которое понятно народу”. С одной стороны, с этим не поспоришь, а с другой — здесь называют проектом года ” Новое пространство Театра Наций, скрещивающее иногда тяжело даже для профессионалов искусства музыки, театра и изобразительного видов искусства.

Фото предоставлено пресс-службы премии.

— Для нас один год, — восклицает куратор пространства Вера Мартынов. – Даже сезон не пережили, а уже пришли в один ряд флагманами музейного дела: Эрмитаж, Гаражи, МАММ и ММОМА. Мы оправдаем ставит доверие, вот увидите!

Многие были уверены, что статуэтка за победу в этой категории, куратор выставки Яна Фабра в Эрмитажа Дмитрий Озерков увезет в Питер. Он сам, похоже, в это верил, и раздавали комментарии журналистам перед началом церемонии. Это и понятно, потому что именно о Фабре с требовательных специалистов, чем как о самом животрепещущем проекте года, потрясшем, насколько это только возможно.

— Я чувствовал себя, прежде всего, гордость от того, что наш проект кто-то из экспертов представлен на обсуждение и включен в шорт-лист из пяти номинантов, — доставить Озерков для печати. — Это еще раз показывает, что проект был замечен и оценен не только многосоттысячной общественности, но и экспертов-профессионалов. Прежде всего я уважаю мнение профессионального жюри, в составе которого был и я неоднократно был членом.

А судьи кто? В члены жюри в этом году люди с безупречной репутацией: директор ГМИИ Марина Лошак, директор фонда V-A-C-Тереза Мавика, руководитель отдела новейших течений Русского музея Александр Боровский, куратор фонда Франсуа Пино Каролин буржуа, заместитель руководителя городского департамента культуры Владимир Филиппов. Сам Александр Кибовский по понятным причинам не вмешался в дело, курируемое сестрой.

Среди победителей других номинаций рука так: “Новое поколение” — Кирилл Глущенко с проектом “Красивый внешний вид нашей повседневной жизни”; “Куратор года” — Александр Буренков выставки “Запланированного устаревания” в одном из столичных фитнес-центров; “Книга года: теория и история современного искусства” — Андрей Кузькин с публикацией на своей выставке “Право на жизнь” в ММОМА; “Образовательный проект” — инклюзивная программа “Музыка для всех”, которую Анастасия Толстая организовала в питерской библиотеке для слепых и слабовидящих; “Региональный проект” исследование “Море вариантов”, проведенное Владимиром Бересневым и Мариной Пугиной в Пермской художественной галерее.

Фото предоставлено пресс-службы премии.

Для поддержки современного искусства наградили основатель “Винзавода” Софью и Романа Троценко, который после этого забыли, что их “Философский клуб”, не выбрать лучших образовательных проектов. Специальный приз в категории “Новое поколение” нашел Елену Скрипкину для визуально-звуковые импровизации “Квартет на конец времени” в рамках проекта “Взлет” на ВДНХ. Его организаторы отшутились, что их проект, отметил он, поскольку “на него, когда он обратил внимание Иосиф Бакштейн; а вот если бы он им “Инновации” в наступающем году нам обеспечена”. Иосиф Маркович улыбнулся, но ничего не ответил.

Фото предоставлено пресс-службы премии.

Вопросы и выбор победителей, как обычно, вызвала достаточно. И только одна победа, является абсолютно бесспорным. На башне оживают картины Виктора Пивоварова, а его самого награждают “За вклад в развитие современного искусства в России”. (Не цитируем художников, как и накануне награждения он дал “МК” эксклюзивное интервью, которое опубликует в одном из ближайших номеров.) Директор ГМИИ и “Гараже” Марина Лошак и Антон Белов, у которых в прошлом году исполнилось выставки мэтра, подскакивают от радости с места, а за ними уже весь зал — под сильным арию из оперы “Дон Жуан”, взятую из альбома Теодора Курентзиса и его оркестра.

Фото предоставлено пресс-службы премии.

– Некоторые назвали вечер безэмоциональным, потому что награжденным не получил слово, — заявляет Савельев. — Извините, это вам не “Оскар”. Если вы хотите традиционную церемонию награждения — едет в Лос-Анджелес. Мы и не собираемся всем понравится. Наш проект должен быть раздражитель, и он стал им. Почти все, поливаемые дождем из звезд, танцевали, в конце концов, музыку Daft Punk. Это не эмоционально?!

Головы нет. А все потому, что в курсе “Инноваций” пошла на принципе разрыва шаблона. Так держать, господа! Новые горизонты!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.