фoтo: Нaтaлия Губeрнaтoрoвa
Пoxoрoны Ильи Сeргeeвичa нe были тягoстными, тяжeлый, кaк этo чaстo бывaeт. Всe кaк-тo дышaлo связью дышaлo идeя. Улицы нeдaлeкo oт Eлoxoвскoгo сoбoрa уже перекрыты, пол-одиннадцатого аккуратно паркуется черный «Кадиллак»-катафалк. Съемочных групп — море, все выдвинутые штативы на полную высоту, ставят лестницы, предвидя необыкновенный приток людей. На автомобиле маршируют шесть ритуалов работников, ручки сделаны неудобно, надо гроб брать снизу.
Студенты и преподаватели на лестнице выстроились в подковы, лица молодых художников — свежий, ясный, им бы гулять сейчас, но, к сожалению, их жизнь это удивительный и печальный момент — пошли их защитник, радетель свои интересы, человек, который задал бар, который имел право публиковать именитых мастеров прошлого и служить великие идеалы… Проблема в том, что никто в нашей безумной суете об этих идеалов даже и не заикнется.
Перед входом в храм ставят на стол для цветов, в самой церкви служительницы обходят каждый: «Возьмите свечку, пожалуйста, и выключите телефоны». Рядом с Ильей Сергеевичем всегда его вдова и директор галереи Инесса орлов с., дочь Вера и сын Иван. Из окна часто доносится просто кряканье некоторые другие «мигалки» — попрощаться с Глазуновым считают своим долгом буквально все, випы следуют один за другим. Первая пришла и обняла родных и близких Валентина Матвиенко, то Павел Бородин, зураб Церетели, Александр Шохин.
…Начинается отпевание. Собор четверти часа очень твердо полон различных людей — от обычных вентиляторов до знаковых человек. И так все демократично, легко, без лишней помпы, ненужных слов. Митрополит Истринский Арсений спрашивает собравшихся молиться за упокой души новопреставленного Илии, а тех, кто не нашел в религиозности, только морально поддержать порыв верующих. Мудро сказал, и без каких-либо догмы.
Хотя открыты все окна, одной девушке плохо, она вынуждена выйти на улицу, голова закружилась, ей сразу же вызвал дежурившую рядом с этими «скорой помощи». Ничего, быстро отпустило. Сейчас многие художники разных поколений: «Старик, сколько лет мы не виделись? Двадцать?» Но на Глазунове встретились все обмениваются визитками. Но вот куранты бьют полдень, и таким же перезвоном, что и на Спасской башне. Сервис близка к завершению, митрополит Истринский выполняет еще одно заявление святейшего патриарха Кирилла: «я хочу передать вдове и близким орден Преподобного Сергия, дело в том, что назначалось несколько дней вручения столь высокой награды, но болезнь так ослабила Илью Сергеевича, что церемония не представлялась возможным…»
Также священнослужитель точно отметил, что «картины Глазунова — это живое доказательство того, переход страны из одного состояния в другое; еще задолго до смены политического провала, Илия S. его полотна изменил Россию, предчувствуя изменения». Певец новой России — это, наверное, самое главное слова, которые они говорили о Глазунове в этот день.
■ ■ ■
Среди учителей знать, знакомое лицо, сколько раз общался — завкафедрой живописи Владимир Матовый. Как ни была бы тягостна минута прощания, но Глазунов нас просто поблагодарил за то, что это время, чтобы подумать о будущем — не потерять стержня, мер, вещи, сохранить в галерею, и академию, в том же тоне и в том же состоянии…
— Владимир Альбертович, теперь важно не разочаровать бар…
— Будущее покажет, сейчас важно продолжать делать то, что делал Илья С.. Работа не останавливается ни на минуту. Ребята, начинается практика в Москве, санкт. Петербурге, Ростове, и я настроен студентов — работать еще лучше… некоторые из них en plein air, другие копируют полотна великих мастеров в музеях, у каждого факультета свои задачи. Реставраторы сейчас в Ярославле на памятники, скульпторы впервые знакомится с мрамором и завтра рано утром будет уже стучать молоточками…
— Какие основные образовательные принципы заложил Владимир. С.?
— Школа, школа и еще раз школа. Это изучение анатомии, рисование гипсов — всех тех обязательных задач, которые уже на протяжении веков. Мы пытаемся себя считать продолжателями русской и европейской школы живописи, Петербургской академии изобразительных искусств. Конечно, программа (в рамках развития новых технологий), изменяется, но в своей целостности она незыблема. Должны быть в состоянии сделать, должен чувствовать нерв времени…
Смотрите фоторепортаж по теме:
До свидания, Художник: Мизулина, Мединский и Киселев на похоронах Ильи Глазунова
33 рис.
— Но люди часто сегодня разошлись, не держать внутри сильный стержень, звонки…
— Палку продукты на всю жизнь, кто-то не появляется вообще, и это происходит. Конечно, многие вещи, чтобы попытаться дать людям в течение шести лет, до много они приобщаются, реализм является универсальным, но дальше-то — идут сами… Не могу сказать, что мне прямо все трудоустраиваем, но люди востребованы: кто-то в Таиланде цветов, православный храм, кто-то идет в иконопись или в дизайнерские проекты. Серьезные школы — по крайней мере, где. Вчера только был разговор с бывшим учеником, и он сказал ключевую вещь: когда в храме залезаешь на леса и становитесь перед белой стене, где есть то фигура святого, то в этот момент вы понимаете, что именно вы упустили в системе академического образования. Где-то недоработал, где-то пропустил, скажем, те же руки и ноги святого покрасить… должно пригласить натурщика, поймать эстетическое отношение.
— Владимир Семенович является вашим авторитетом, вашим именем преследуют выставки дипломников в разных городах… это самая важная мотивация для студентов. Вот, чтобы и дальше продолжать эту практику.
— Вы правы, здесь ничего мудрить, Илья Глазунов — особый человек, особая личность, перед ним открываются очень многие двери, он смог убедить начальство, что надо поддерживать молодых. Мы будем стараться это сделать. К сожалению, выставочная площадка (во дворе академии) еще не закончена. Очень медленно идут работы… Но когда он будет готов, мы можем его поставить на постоянной основе, и все изображения, дипломников, а также делать выставки художников-реалистов со всех уголков планеты, как это и задумывал Глазунов.
■ ■ ■
…Дали «зеленый коридор», и процессия довольно быстро доехал до Новодевичьего кладбища, ненадолго застряв, однако, на садовом кольце, где ездить второй раз осталась одна полоса. Катафалк едва въехал в ворота, остановился позади него собрались друзья Ильи Сергеевича (поэт Андрей Дементьев, художник Александр Шилов, много, много, много), и… медленно двинулся по главной улице метров на сто глубже в уже вырытой могиле, рядом с захоронениями Владимира Зельдина и Льва Дурова. Конечная отпевание с певчими длилось не менее сорока минут, триста человек с цветами стояли близко друг к другу, но это время пронеслось, как одна секунда — время, чтобы думать о себе, потому что люди видели через стоит гроб с лица напротив, слышали бурную город вокруг — и понял, что та самая новая Россия, которую написал Глазунов и сорок, и тридцать лет. Он не был критик, в самом деле. И, болея за страну, в мыслях и мечтах я хотел ей лучшей жизни, новые качества, новые в солнечный день, как и было во вторник, в день похорон Ильи Сергеевича Глазунова.
Посмотрите видео на тему:
«В Елоховском соборе простились с художником Ильей Глазуновым»
03:48