Фoтo: BIENNALE-CIRQUE.COM
Пeрвaя встрeчa нa плoщaди в знaмeнитoй Мaрсeльскoй oпeры Слaвы Пoлунинa. Oн, кaк сoлнцa луч срeди тeмнoгo (в oснoвнoм чeрную) oдeжду тoлпы — яркo-oрaнжeвый кoмбинeзoн, прaвдa, утeплeнный, сeдaя бeлaя бoрoдa и вoлoсы, рaздувaeмыe фeврaля примoрским вeтрoм.
— Здeсь сeйчaс сaмoe интeрeснoe прoисxoдит, — скaзaл Слaвa, — мы нeдeлю мoтaeмся тaм Лeнoй (жeнa), смoтрим всe.
Eгo яркиe, чтoбы прoизвeсти впeчaтлeниe, oн oбъясняeт eщe oдин крeaтивoм, кoтoрый, кaжeтся, стaл для нeгo нe тo, чтo привычкoй, a бaзoвaя нeoбxoдимoсть. Для кoгo-тo, ни дня бeз стрoки, a для прeзидeнтa Aкaдeмии дурaкoв (как и посол Андерсена в России, Царя, дельфинов и т. д) ни дня без фантазии. Вот его и присвоили каждый день недели свой цвет — синий, положим, мы проводим в понедельник, красный — в среду, оранжевый, скорее всего, в выходные. Кроме того, в какой цвет он вышел из дома, в том и остался на неделю. В Марсель из вашего «подпарижья» (живет в районе Диснейленд) Полунин находится в оранжевеньком.
— Спасибо, вы, наконец, ушли из питерского цирка Чинизелли? Не вернуться больше?
— А я и не собираюсь — истек контракт. Ремонт провел, программа достаточно. Понял, что современный цирк там не приживется, не та же система. Для нового цирка, рядом должен быть как большим или здание с другими людьми. В настоящее время живет на свои «Желтая мельница». Там у нас запрещены все разговоры о плохом. А зачем вспоминать плохое, кому это интересно?
— А потом о хорошем — что вы делаете, что-то новое есть?
— Вот только, что проводится фестиваль клоунесс — «Бабы дуры». Что у меня есть там пара была сумасшедшая! Потом ко мне приходят на «Мельницу» разные люди с интересными идеями: я даю им убежище, место для реализации идеи — благо площадь позволяет. У меня есть фантастический сад, что его здесь наградили, как лучший.
— И, чтобы добраться до вас, на «Желтой мельнице» можно?
— Если, как зрители — нет. Только, как участник наших действий. Раз купил карту, должен участвовать. Река на моем участке, вышла из берегов (небольшой извилистой артерии превышает поле месье Асисяя. — М. Р.), так мы все запрыгнули в лодки и весело катались. А здесь, на фестивале, есть что посмотреть. Есть, например, человек, который для себя сделал большой и один там работает. Глупый человек.
Фото: BIENNALE-CIRQUE.COM
Человек-шапито имени Гийом Гелерм. Кстати, несколько лет назад приехал в Москву, благодаря Чеховскому фестивалю и врезался зрителей чрезвычайных и опасных идей, которые, между прочим, не на эмоциях, а на точных науках. На Марсельской биеннале месье Гелерм с модные стрижки (выбритые виски и две жидкие косички на плечах) представляет свой новый спектакль и две оригинальные экспозиции — техника и философия в одном флаконе.
Статистика 2. биеннале современного цирка впечатляет: цирк выиграл 27 городов в регионе, представления идут на 45 мест, на которых работают 60 компаний. Играют в театрах, театриках, культурных кластеров и на пляжах. В частности, в Марселе, на пляже Прадо, раскинулась целая деревня большой верх.
Надо сказать, что Франция сегодня — самый активный подвижник в области современного цирка. А чем он отличается от традиционного, где детей принято водить с малых лет — клоунов, зверей? В новом цирке, в противном случае — здесь художники, режиссеры, технологи неутомимо скрещивают все цирковые дисциплины театров, новых технологий, классической музыки, оперы и хореографии. Эксперименты наиболее немыслимым, но «развитие и еще раз развитие» — это тот негласный девиз, который висит над каждым опытом любителей цирка завтра, независимо от результата. Вот несколько примеров.
Результат плохой — «Сказка о солдате» (Histoire du soldat) Стравинского в музыкально-цирковом варианте. Известный классический ансамбль «Telemaque» и гимнаст на проволоке. Музыканты блестяще исполняют эссе русский композитор, против которых художник, балансирующий на проволоке, произносится текст, а его партнер, меняет парики и костюмы, то малоталантливо кричит. Но, пожалуй, это едва ли не единственным препятствием на пути фестиваля.
Фото: BIENNALE-CIRQUE.COM
В то же время на старом месте Мариниг знаменитый режиссер Этой Joly показал свою новую работу. Семь жонглеров и один оперный певец дал строгий мастер-класс коллективного жонгляжа «от а до я», от простых упражнений к сложным дисциплинарных формулах. Партитуру своего «ученического» зрелище Жоли и написал, как математическая формула: движение жонглеров подчиненного сценической дисциплине, под оперный вокал.
Но, с другой жонглера — испанец Микеле Рондо (во время французской компании в Тулоне) — захватывает дух. Импровизатор, клоун, виртуоз. Его спектакль «Мебиус» (Мобиус) строится на конфликте жонглера и объект его страсти — розовых мячиков, которые предварительно уложены в аккуратные пирамиды номером 65. Но художник, кажется, не поиск ярлык: ему не нравится, восхищать аудиторию, просто, выкидывая в воздух «пятерки» или «девятки». Так это любой дурак сделает, а вы попробуйте манипулировать, вывернувшись, точно изнутри, завязав руки над головой, согнувшись в три смерти, и при этом засунув голову под коленку.
Кажется, этот тип может совмещать все, даже и с водой: из пластиковых бутылок, набирает в рот воды, запрокидывает голову, и небольшими порциями уже летят, как шары. И под радостные визги детей, набрав полный рот воды, фыркает его на пол и катается по нему, как по ледяной трассе — на ногах, на пятом месте. После такого выступления все остальные, даже именитые жонглеры, выглядит честных мастеров, напускающими на себя философскую многозначительность.
Спектакль «Зеркало/зеркало» (Miroir/Miroir). Над сценой на тросах подвешено большое зеркало, состоящее из маленьких квадратных зеркал. Блондинка в светлом платье и на каблуках, решительно строже, ногой вышибает средняя часть — вниз, со звоном летят осколки, и один обуви замерев вверх острым каблучком. Молодежь подтягивается, вызванных в небольшое отверстие, вытаскивает застрявшие осколки, ухватившись за одну перекладину, начинает работать на нем, как на трапеции. Висит головой вниз, ползает по зеркалу, которые влияют на живых зеркальных поверхностях, исчезает из-за зеркала, а то постоянно меняет угол наклона. Опасные зеркальные игры гимнастки, требуют навыков, довольно решительно вести в цирк, в театр, и эта встреча не вызывает противоречий. Хитрости блондинки в одной туфельке, получает сильные эмоции, метафора Зазеркалья, где ходить, и хочется и колется — а вдруг не повезет, как Алиса, чудеса. Тем более что музыка его тревоги хеппи-энд не обещает.
Отмечу, что новый цирк в своих экспериментах используется для очень серьезную роль музыке, и это звук ее в живом исполнении. Музыка, а не выбор музыки, специально написанных под конкретный спектакль и музыкальная драматургия действия здесь не пустой звук. Скажем, спектакль известной компании «Colporteurs», работает в большом с застройкой Под звездами Иероним» (Sous la toile de Jheronimus), сопровождают скрипки и фортепиано. Над ними висит, канаты и трапеции, на которых работают воздушные гимнасты и акробаты. Музыка не стоит ни на минуту, и в какой-то момент движущей силой драмы: пианист во-первых извлекает звуки клавиш, а затем из струн, расцарапывая их щеткой и жестоко поколачивая булыжниками.
В Экс-Ан-Прованс выступает в более, чем странный человек — слегка за 30, и имя Камий Бутей. После шоу «L’homme du Hus» на него больно смотреть — руки и ноги были все в ранах. Этот чудак тоже не ищут легких путей в искусстве. Его персонаж — худой, нервический и даже истеричный тип в скромном платье, очень не покоен. Он хочет сесть за стол, но стул под ним, почему-то ломается, и он падает, ловит еще несколько стульев, один из которых получается, что он как-то на шею. Из его бесконечные действия, направленные ясно, на созидание, происходит тотальное разрушение, и он сам становится их главной жертвой.
Фото: BIENNALE-CIRQUE.COM
Тем не менее безумного клоуна, неудачи только подстегивают, и вот он уже тащит высоченную кучу складных стульев, поставленных один на другой, чтобы потом быть под ним погребенным. Стулья сменили обычные деревянные козы в большом количестве, и он вступит с ними в смертельную схватку. При этом «клоун-неврастеник», один серьезный вид, который вызывает приступы истеричного смеха, без слов плетет свою историю, очень созвучную времени: трагикомичный монтаж амбиций, агрессии, нелепости и беспомощности человечества. Черный юмор правит миром, а тщедушный характер Камия Бутея лишь фиксирует его. После выступления мы говорим Камием в фойе театра.
— Я из небольшой деревни в регионе, на юго-востоке Франции, объясняет, Камий. — Ты и названия такого не слышала — там населения не больше, чем 20. Начал учиться, но не закончил. Три года работал в компании «майский жук» Джеймс Тьере (внук Чарли Чаплина. — М. Р.), от него многому научился.
Теперь мне ясно, откуда мы Камия такая страсть к опасным строительства и беспощадное отношение к себе.
— Я придумываю спектакли, но они рождаются не быстро. Этот, например, я начал работать три года назад, бросал несколько раз, потому что не получалось, но все-таки вернулся к нему — он меня не.
— Кто и что лучше понимает ваш юмор?
— У меня есть много тур — я уже работал в Бразилии, Японии, Европе. Очень хорошо, но, что меня поразило в Японии — это реакция маленьких детей, родители зачем-то взяли с собой на представление. Они, точнее только отреагировали, радостно кричали там, где взрослые помалкивали.
О всех инноваций не расскажешь, но амбиции организаторов — побить рекорд Первой биеннале два года, собравшей 85 тысяч зрителей на 250 просмотров — судя по всему, ведутся. Аудитория с энтузиазмом будет новый цирк, сочетая навыки и поэзии, часто смешные, но всегда трогательные и, главное, открытый миру.