В качестве художника незаконно выселяют из мастерской: уголовное преследование и не слышала

фoтo: Нaтaлья Мущинкинa

В зaлe былo oкoлo трex дeсяткoв дeпутaтoв, xудoжникoв, скульптoрoв, прeдстaвитeлeй мoскoвскиx твoрчeскиx сoюзoв… Oни утвeрждaют, чтo высeлeниe дeятeлeй искусствa в последнее время стала системной. От 4000 официальные мастерские, которые насчитывались в столице до начала 1990-х годов, осталось чуть более 2800. При этом, более половины пространства не имеет юридического статуса, хотя они и были построены еще в советские времена в фонды творческих союзов и официально передан художникам.

— В 2014 году правительство Москвы признало утратившим силу свой указ О реализации Указа Президента Российской Федерации от 12.11.93 года № 1904 “о дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации”, — сказал депутат Мосгордумы Николай Зубрилин (фракция “КПРФ”), — который определяет статус творческих мастерских и защищало творческой деятельности художника. Как результат — последовала цепочка действий о снятии творческие мастерские.

Что отозвался архитектор Вячеслав Ванеев: “Мастерские художников сегодня опечатали вместе с имуществом. Дали срок и номер телефона, на звонки по которому никто не отвечает. После истечения указанного срока вещи художника, а именно его всю жизнь, должны лететь в мусор, потому что дверь в мастерскую, и никто ему больше не открывает, а она охраняется частной охраной. При этом никто даже не утруждает себя направить в суд с иском о выселении. В большинстве случаев, художники и скульпторы пользуются в творческих мастерских на основе официальных действительны для договоров, заключенных с Московским союзом художников. Как организация, она не ликвидировано, продолжает свою деятельность, уведомления о расторжении договора художники не получили. Но любое проникновение в службу без соответствующего судебного решения и без согласия законного пользователя, является незаконным и уголовно наказуемо”.

Участники “круглого стола” привели в пример историю, магазины в отеле, который расположен в доме по адресу: Сретенский бульвар, 6/2, стр. 1. Этот дом в начале ХХ века специально построен для нужд Школы живописи, ваяния и зодчества в Москве, в середине 1960-х годов МОСХ выделил его чердачные помещения под мастерские художников. Сегодня лакомое здание в центре Москвы превратился в место постоянной борьбы: художники регулярно обрезать коммуникации, спиливают замки, устанавливают без их ведома, входная железная дверь…

— Моя мастерская в центре города — лакомый кусочек для ЗДАНИЯ, — признается художник Алексей Алексеев. — В этом здании больше места выделено под мастерскую. Так что из них все чаще выгоняются художники, а на месте наших семинаров формируются места для других целей, соответственно, в любой коммерческой организации. Установлена новая дверь, ключи нам не дают. И часто день начинает с того, что мы не знаем, мы можем прийти на рабочее место или нет. Приходишь, а у тебя взломали двери магазина. А потом еще и спрашивают: “А является ли ваши фотографии стоят денег?” Простите, это какое отношение имеет? У художников все документы на семинары, но беззаконность и безнаказанность и дальше происходят.

Скульптор Михаил Полокоцкий поделился более абсурдной истории: “бывает, что сервис вместе с художником на аукционе! В 2015 году меня и нескольких моих коллег положить на аукцион вместе с нашими мастерскими, хотя у всех нас есть договоры безвозмездного пользования на 25 лет. Мы едва отбились. И странно, что в этой ситуации единственное, что нам помогло, — администрация президента. Получается, что только президент может нам помочь?”

Тем не менее, сотрудница прокуратуры Яна Каковкина отрицает все обман со стороны закона. И объяснила, что происходит то, что художники, не все, так сказать, в порядке с документами. Якобы за 10 лет работы она еще никогда не видела заявления художников в прокуратору об этих вопросах.

— Все говорит о том, что в ситуации вокруг творческих мастерских художников в Москве существует правовой пробел, — сказал вице-президент Товарищества свободных художников России по правовым вопросам Константин Марков. — Закрыть его может только принятие соответствующих законов. Таким образом, уже пошли Амурская область, Башкортостан, Санкт-Петербург. Теперь там столкновений, подобных московским, не возникает. Две с половиной тысячи семинаров — не вопрос, что Москва не в состоянии решить. Тем более что художники не держаться за места, которые на судьбы были сейчас в самых престижных районах города, они согласились переехать в другие помещения, которые обеспечивают им город. Мосгордуме, органам исполнительной власти, вместе со столичными творческими союзами, необходимо приступить к разработке соответствующего закона, а до тех пор поставить мораторий на все “выселения”.

— Творческая мастерская для художника или скульптора — это не какая-то прихоть, это его естественное и единственное место работы, — подводит итог Николай Зубрилин. — В квартире невозможно ни написать картину, ни создавать скульптуры. Грабит этих людей, мастерской, на самом деле мы налагаем на них запрета заниматься в профессию”.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.