«Цaрь Эдип» (Тeaтр Вaxтaнгoвa). Фoтo: Aлeксaндрa Тoргушникoвa
Сeнтябрь 2016 гoдa. Oлeг Тaбaкoв пo-прeжнeму ждaл oткрытия здaния свoeй нoвoй «Тaбaкeрки», xoтя никтo нe вeрил, чтo этo прoизoйдeт. И тeм нe мeнee рoскoшнoe здaниe нa Суxaрeвскoй плoщaди, oткрытиe кoтoрoгo 10 лeт ждaли, и сaмa O., П., и двa пoкoлeния eгo учeникoв, прoизoшлo. Тeпeрь этo oднa из сaмыx современных, технически оборудованных площадок в Москве (трансформатор-зал и сцена, система плавающих штанкетов, вращающиеся подъемно-опускные платформы, звукоотражающий потолок). После эйфории курорт, и я основатель «подвала» театр никому не обещал легкой жизни: переезд старые спектакли в новое пространство — процесс простой и проверочно-опасно. На курорт Александр Ширвиндт метко замечает: «После Лелика Москве останется два памятника (Станиславскому и Немировичу-Данченко в Камергерском и три драматургам во дворе на Чаплыгина), два театра (старая Табакерка и новая), факультет, как и все ухоженные могилки мхатовцев, на Новодевичьем. Почему в России всегда так — пока одни кричат и ломают, другие молчат и строят».
Сентябрь и весь сезон. Театр им. Пушкина (открытый в 1914‑м, как Камерный) так что и не ждал ремонт. Театр Евгения Писарева стоит второй в очереди на «капиталку» после «Современных». А это означает, что в нынешних экономических условиях не до конца, но и начала ремонта ждать трудно. Чтобы не было стыдно перед зрителями, трещины на исторических стенах охватывает выставка бумажных костюмов Виктории Севрюковой, выполненная в духе работ основателя театра Александра Таирова. И это печально, как Писарев не дом, никакого движения в вопросе увековечения его памяти: ходатайство на памятные доски великому художнику подписали все супер, только вот существующий закон не позволяет ни на обновления, чтобы начать, даже бронзовую доску, которая, кстати, скульпторами абсолютно бесплатно, в театр установить. Вот в качестве «законных» условиях, талантливая труппа продолжает выпускать спектакли, проекты, поднимая артистов. Великое терпение и смирение наших людей.
Октябрь. В «Школе современной пьесы» на сцене бутылках естественный, а не бутафорское пиво. Кроме того, нефильтрованное. На стойке регистрации орудует Евгений Гришковец, написанные пьесы «Пока наливается пиво». Это виртуозный спектакль-джаз Иосифа Райхельгауза о нас и нашей жизни, где солирует Гришковец: без полемической возбужденности, впроброс и под пенное он задает тему сегодняшнего дня, а для других исполнителей, как давно сыгранный состав, подобрать и развиваются. Крышка пива разговор в бар вламываются также настоящие бойцы группы «Альфа», что делает аудиторию, чтобы выжить несколько сильных эмоций, развлекает и пугает («Норд-Ост» не забывает). Но в конце концов присутствие вооруженных людей с суровым выражением лица успокаивает — кажется, сегодня они сами могут гарантировать гражданам безопасность. Как хочешь, так и понимай. Пока наливается пиво.
Октябрь. На следующем съезде Союза театральных деятелей вдруг, как черт из табакерки вылетело слово «цензура». В театральных деятелей запускает его вполне доступное худрук столичного театра. Так решительно и дерзко, что провинциалам даже неудобно с их жалкими земными проблемками — с наплевательством на театр местных чиновников, с ужасающим состояние здания и особенно унизительными зарплатами (в некоторых регионах и до 12 тысяч в месяц доходит). Но слово вылетает, что его, как мяч, забрать и носить с ним месяц, что даже закрадывается недоброе подозрение, что это тот же цензуры в себя как театральный и других политиков призывают. Что без нее, родимой, нет и не может быть безумные фантазии, умопомрачительных идей, которые в России появляются почему-то только в условиях несвободы, после длительного пребывания в «клетке». И не важно, какой ржавые или золотые.
Ноябрь. На новой сцене Вахтанговского театра — «Наш класс». Представляет свою последнюю одноименной драмы (выходит в десяти странах) поляк Тадеуш Слободзянек позволяет поставить педагогу Щукинского института Наталье Ковалевой только после того, как лично посмотрел запись репетиции. Невинное название с школьным уклоном — 14 страшные уроки польской истории и еврейского вопроса в Польше во время Второй мировой войны, беспощадное понимание нации. У зрителей шок, но трагическая тема не пугает, спектакль смотрится на одном дыхании, на сцене, виртуозная работа молодого поколения вахтанговцев в необыкновенной обстановке.
«Бенефис» (Театр Вахтангова).
Декабрь. Начинается театральная реформа, о которой так долго говорили городские власти, и сами театральные художники. На большом совещании худруков московских театров вице-мэр Леонид Печатников голос новые правила, по которым теперь будет жить театр. Министерство культуры представляет собой «дорожную карту», где все, без исключения, четко определены новые правила «движения» войска различной жанровой принадлежности. Высказал положения, пока вдохновляют: деньги, заработанные театром из основных и внеуставной деятельности, остаются в театры и тратит по своему усмотрению, со всеми работниками только срочные (!!!) контрактов. Нет уравниловки и ссылки: что эффективнее работает в театре, тем больше получает из бюджета. И наоборот. Для мониторинга и подготовки новой системы власти принимают два сезона. И главная информация: средства, которые город на содержание театров, в размере 8,5 млрд. долл., сохраняются в конфиденциальности. Так, в бюджете театра не может похвастаться ни один российский регион. И не только русский.
Декабрь. Происходит первый за последние несколько десятилетий увольнения художественного руководителя театра. Светлана Врагова, много лет возглавлявшая театр «Модерн», освобожден от занимаемой должности. Но не по идеологическим или художественным причинам, а «в связи с многочисленными нарушениями финансовой и деловой активности». Что, что, уволена, и их не удалось восстановить, несмотря на хлопоты коллег, правда, редко. Несколько месяцев спустя место Светланы Враговой занимает Юрий Грымов, он работает в кино, чем в театре. Он горячо берется за дело, преуспев часть pr-а и изменение образа «Современной». Что не скажешь о театральной продукции: премьер, «дивный новый мир» — как первый блин, комом.
Декабрь. У театра в обычном смысле этого слова, появляется еще один конкурент — иммерсивный театр. Театр-бродилка с вовлечением зрителей в мистическое действие представляет собой крепкий «настой» из театра, поисков и перфоманса. Москве размещены две иммерсивных шоу — «Черный русский» к «Дубровскому» Пушкина и «Вернулся» к «Привидениям» Ибсена. Конечно, до западных шоу им еще далеко, особенно в части финансовых вложений и проведения культуры (качество декораций и реквизита, плохая), но для тех, кто в театре не было вообще или редкий гость, это хорошая дверь в дивный свой мир. Так побродят в масках мрачным закоулкам, выжить в москве дворцы среди подозрительных личностей, — смотришь, и добредут до этого театра.
Январь 2017 года. «Современник» на Яузе выдается премьера драмы «Амстердам», который бьет все рекорды по посещаемости. На него невозможно попасть — билеты у спекулянтов в сезон составляет 40 тысяч. Такой ажиотаж был продиктован двумя обстоятельствами: во-первых — блестящие работы Михаила Ефремова, который можно описать так: это игра, в России во всех его болевых точек. Как? Это надо видеть, но для всех очевидно, что по актерскому мастерству сегодня ему равных нет. Рядом с ним, все говорят, что работа Евгения Павлова, много лет выходившего в «Современнике» на третьих ролях. И во-вторых, очень важно, — произведение Александра Галина предлагает другой взгляд на щекотливую и, как оказалось, опасны для российского общества тему нетрадиционной сексуальной ориентации и толерантности в этом вопросе. Вид не больно-страдательно-изгойский, а комедия, где сквозь смех проступают слезы.
«Амстердам» («Современник»).
Январь, и все весной. Сергей Безруков, худрук Провинциального театра, влияет на масштаб своих идей и действий, направленных на одно — выиграть место для вашей «провинции» «в городском дворе» и доказать, что не столицей единой жива страна. И, надо сказать, небезрезультатно: в его активе-семь премьер, в том числе и проект к юбилею Высоцкого (с песнями под оркестр, хроникой и документами), идея проведения Русского детского фестиваля искусств, финансово поддержанная Минкультом. И, наконец, первый фестиваль губернских театров (в рамках «Сезона Станиславского») в Любимовке. Если так пойдет и дальше, неукротимая и вполне искренняя энергетика Сергея Витальевича может привести его в более высокое начальственное кресло. Скажем, президент по УМОЛЧАНИЮ или главы комитета по культуре Государственной мысли.
Февраль. В Электротеатре «Станиславский» Бориса Юхананова, работает на поле чистого искусства и эксперимента, появляется спектакль «Перед заходом солнца». Работа раскрывается по-разному, но главное его творение — мысль о том, что этого художника не заменит ни одна технология, независимо от того, насколько продвинутыми они ни были. Решение художника Юрия Харикова поразительно (единство в декорациях, костюмах и гримах) и, в самом деле, решает зрелище.
«До захода солнца» (Электротеатр «Станиславский»). Фото: electrotheatre.ru
Март. Театр наций Евгения Миронова постепенно реализует идею создания театрального квартала. За его главного здания открывается Новое пространство. Небольшой дом на Страстном бульваре становится лабораторией междисциплинарных исследований и экспериментов. Первым в него входит отличный режиссер, исследователь звуков и текстов в их неразрывном существовании, философ Хайнер Геббельс.
Март–апрель. «Рождение», актера Вячеслава Ковалева из Театра имени Маяковского, где он служит 13 лет. Ему 48, работает в театре, но не в главных ролях. И только после премьеры в «Изгнании» (реж. Миндаугас Карбаускис) о нем говорили. Это в «Изгнании» Ковалев блестяще играет эмигрантов из Литвы, пытаясь найти себя и свое место под солнцем, точнее, в столице Британской империи. Известно, что такой случай ждет каждый актер, но не все дожидаются. И это самое страшное в актерской профессии.
Мая. Начинается Чеховский фестиваль, благодаря которому Москва, помимо выступления ведущих режиссеров и хореографов мира (Лепаж, Тьере, Жанти, Иво ван Хове и Акрам Хан и другие) видела в последний бой великого Питера Брука с очень динамиками названием «Поле боя». Продолжение легендарной «Его» (длился 11 часов) сегодня выглядит как короткие (1 час и 10 минут), но в последнее предупреждение человечеству, подошедшему к краю своего существования. Минимализм, возведенный Бруком в абсолют, и тому подобное, сегодня только мат, звуки африканского барабана, и покупать игра актеров (кажется, не играть вообще) в состоянии остановить тех, кто искажает мировую политику и принимает важные решения. Тем не менее, не факт, что именно они в отличие от нас это требуют.
Мая и весь июнь. Вдруг начинается история, которую в народе говорят, что «Дела Серебренникова». Начинается страшновато, как будто мы живем в 37-м году: самого режиссера прямо с репетиции увозят на многочасовой допрос, продукты поиска на 17 мест, в том числе и дома. Он идет на работу, свидетель, а два человека (экс-директор Юрий Итин и бывший бухгалтер Нина Масляева) в заключении. Итин отправил под домашний арест, Масляева — в ТЮРЬМЕ. Поднимается волна возмущения насилием меры борьбы (особенно в сравнении с условиями содержания парниковых фигурантов миллиарды дел), собираются подписи в защиту. Но главное, что люди не понимают: это чисто экономический или все-таки без политики там не было? Идет следствие, но все задают вопрос: «Почему люди обвиняют только в обналичивании денег, должны держать за решеткой?».
Июнь. Тихо, кулуарно развивается дело с другого театра — «На Перовской», в котором убэп совершает выемку документов, находит массу нарушений и даже получает уголовное дело по статье 158 «Кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору». Менеджер Андрей Панченко отбросить его ищут соответствующие органы, следователи разбирают сложные схемы вывода денег, а актеры сидят без зарплаты, потому что касса пуста. Но их судьба никому не интересна: профессиональное сообщество по-прежнему показывает связь только там, где есть великие имена.
Июнь. Так, «Седьмой студии» получает неожиданное развитие: арестован бывший директор студии Серебренникова Алексей Малобродский, не было (!!!) права финансовой подписи. Однако его задержания, обвинив в том, что он не выпустил спектакли («Сон в летнюю ночь»), на которые выделены деньги. Малобродского после заседания суда отправляются в ТЮРЬМУ. Обвинение звучит абсурдно, потому что спектакль все помнят, однако, никакие доказательства его существования (и успешно) не принимаются. Тем не менее, многие задаются вопросом, что Кирилл Серебренников не явился в суд, хотя Итина и Малобродского приходят поддержать другие режиссеры и худруки. Дистанцироваться от подозреваемых или адвокат не советует?
Июль. Ну и, наконец, еще одно дельце — «Нуреева». Это уже не имеет ничего общего с финансами, а на основе балета, чей издание руководство большого театра обещает, что будет передаваться сначала на неопределенное время, а затем на 8 месяцев. Официальная причина только одна — неготовность выступления, но неформальный вес: недопустимость темы гейства на главной сцене страны (тем более исторических) до политического преследования, Кирилла Серебренникова. Но если «Нуреева» сделал не Серебренников, наверное, бы не поднялся такой шум, и никто бы не заметил, что его «сырости». Как бы там ни было, но этот случай (а до него масса других) доказывает: художник, согласившийся быть «знаком» определенных политических сил, должен быть готов к тому, что с «флагом», носили, но рано или поздно будет слезы — чужие или свои.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ «МК». СЕЗОН 2016/2017
Некоторые из самых больших звезд
Номинирован: лучший актер Владимир Коренев (Маттиас Клаузен, «Перед заходом солнца», Электротеатр «Станиславский»); Александр Калягин (Хлестаков, «Ревизор. Версия», Et Cetera);
Лучшая женская роль — Людмила Максакова (Иокаста, «Царь Эдип», театр имени Евгения Вахтангова); Вера Алентова (Джудит Блисс, «Апельсин И Лимон», Театр имени Пушкина);
«Апельсины И Лимоны» (Театр Пушкина). Фото: teatrpushkin.ru
Лучшая женская роль второго плана — Нина Марушина (Клара, «Апельсин И Лимон», Театр имени Пушкина); Марина Хазова (Фелицата Антоновна, «Поздняя любовь», «Современник»);
Лучшая мужская роль второго плана — Евгений Князев (Тиресий, «Царь Эдип», Театр имени Евгения Вахтангова);
Лучший сценарий — «День опричника» (реж. Марк Захаров, «Ленком»), «Царь Эдип» (реж. Римас Туминас, Театр имени Евгения Вахтангова);
«День опричника» («Ленком»). Фото: lenkom.ru
Лучший художник — Юрий Хариков («Перед заходом солнца», Электротеатр «Станиславский»); Адомас Яцовскис («Царь Эдип», Театр имени Евгения Вахтангова).
ПОЛУМЭТРЫ
Номинирован: лучший актер — Михаил Ефремов (Скворцов, «Амстердам», «Современник»);
Лучшая женская роль — Ольга Прокофьева (Пол Келлер, «Все мои сыновья», Театр имени Маяковского, сцена на Сретенке);
Лучшая мужская роль второго плана — Дмитрий Певцов (отец Платон Николаевич, «День Опричника», «Ленком»); Алексей Вертков (Воланд, «Мастер и Маргарита», Студия театрального искусства Сергея Женовача);
«Мастер и Маргарита» (ИППП). Фото: sti.ru
Лучшая женская роль второго плана — Ирина Коренева (Беттина, Клаузен, «Перед заходом солнца», Электротеатр «Станиславский»);
Лучший сценарий — «Мастер и Маргарита» (реж. Сергей Женовач, Студия театрального искусства).
НОВИЧКИ
Номинирован: лучший актер — Виктор Добронравов (Эдип, «Царь Эдип», Театр имени Евгения Вахтангова);
Лучшая женская роль — Анна Сенина (Инкен, «До захода солнца», Электротеатр «Станиславский»);
Лучшая мужская роль второго плана — Евгений Павлов (Долорес, «Амстердам», «Современник»); Иван Янковский (поэт Бездомный, «Мастер и Маргарита», Студия театрального искусства);
Лучшая женская роль второго плана — Екатерина Симонова (Лена, «Бенефис», Театр имени Вахтангова);
Лучший сценарий — «Человек, который жену за шляпу» (реж. Никита Кобелев, Театр Маяковского, сцена на Сретенке).
ДРУГИЕ КАНДИДАТУРЫ
Спектакль-импровизация — «Пока наливается пиво» (реж. Иосиф Райхельгауз, «Школа современной пьесы»);
Моноспектакль — Екатерина Дурова («Подлинная история фрекен Бок», Театр на Малой Бронной);
Лучший спектакль для молодежи — «Переходный возраст» (Ольга Сидоркевич, «Театриум на Серпуховке»);
фото: Владимир Майоров
«Переходный возраст» («Театриум на Серпуховке»).
Композитор — Фаустас Латенас («Царь Эдип», Театр имени Евгения Вахтангова);
Ансамбль — «Наш Класс» (Театр имени Вахтангова, Новая сцена); «Гардения», (Театр имени Пушкина, филиал);
Оригинальный жанр — «Саундтрек» (Дом актера, Мастерская театральных ремесел Андрея Щукина);
Студенческий спектакль — «Сто лет одиночества» (Реж. Егор Перегудов, ГИТИС);
Прорыв — Вячеслав Ковалев («Изгнание», Театр Маяковского).
Актер года — Владимир Этуш.