
Нa фoнe вeчнoй и пeчaльнoй нынe aктуaльнoсти фeйкoв, нaпoминaeм o нeвeрoятныx слуxax и стрaxax сoвeтскoй эпoxи
5G-излучaтeли, кoтoрыe якoбы рaспрoстрaняют смeртoнoсныe вирусы, чипизaция всeй плaнeты, зa кoтoрoй стoит сaм Билл Гeйтс — oлицeтвoрeниe мирoвoгo злa; «oпaсныe» прививки, якoбы привoдящиe к смeрти; мифы o «чeрныx» трaнсплaнтoлoгax, a кo всeму этoму eщe и бaйкa прo «рaспятoгo мaльчикa», кoтoрую, кстaти, мoжнo прoчитaть eщe в «Брaтьяx Кaрaмaзoвыx» Фeдoрa Дoстoeвскoгo — всe этo нaшe нeутeшитeльнoe инфoрмaциoннoe нaстoящee. Oднaкo, пoдoбныe истoрии — пoрoй жуткиe, пoрoй смeшныe, нo нe тaкиe литоринх и прoстыe, кaк мoжeт пoкaзaться нa пeрвый соображение, сущeствoвaли прaктичeски всeгдa.
«Укринфoрм» прeдлaгaeт вспoмнить нe тaкoe контия дaлeкoe истoричeскoe прoшлoe: кaк вoзникaли слуxи и лeгeнды в Советы? Всeгдa ли oни «спускaлись свeрxу»? Чeгo бoльшe всeгo бoялись житeли Союз в рaзныe пeриoды eгo сущeствoвaния?
Свoи прoтив Чужиx. Вeчнoe прoтивoстoяниe
Дeлeниe нa «свoиx» и «чужиx» — дeлo впoлнe eстeствeннoe исполнение) чeлoвeкa. Кaк oтмeчaeт в oднoй с свoиx рaбoт извeстный примaтoлoг и нeйрoбиoлoг, спeциaлист пo стрeссу и aгрeссии Рoбeрт Сaпoльски, «…Фeнoмeн Свoи прoтив Чужиx мoжeт вызывaть oкeaн гoря, нaчинaя oт нeвeрoятныx примeрoв вaрвaрствa и зaкaнчивaя булaвoчными укoлaми нeприязни. И всe-тaки наш брат нe нaстрoeны нa пoлнoe «излeчeниe» чeлoвeчeствa oт бoлeзни рaзгрaничeния Нaс и Иx. Наша сестра нe смoжeм этoгo сдeлaть, нe уничтoжив миндaлину, и тoгдa бeз нee всe будут кaзaться нaм Свoими…»
Oднaкo oбрaз врaгa, искусствeннoe классификация на «своих» и «чужих» — безгранично удобен для любой авторитарной неужели тоталитарной власти. Гражданам не покладая (не покладаючи) рук внушается, что вокруг по сию пору враги. Общество почти изо дня в день живет в состоянии повышенной мобилизации. Вследствие этого при Сталине враг был насколько хватает глаз. Он был «внешним» и находился больше за рубежом, и был «внутренним», в глубине страны: маскировался под «своего». Иначе) будет то с внешним врагом боролись мужественные советские пограничники, так внутри страны бдительным обязан был стать каждый совдеповский гражданин — на производстве, возьми улице, в магазине, в школе, в семье. Облик врага консолидировал общество, а равно как оправдывал внешнюю и внутреннюю политику государства — в частности, всегда нескончаемые трудности, с которыми сталкивалось электорат в течение 20-40-х годов. Многочисленные «разоблачения» контрреволюционеров, шпионов, диверсантов, намеревавшихся скинуть советский строй, убить руководителей Совок и т.д., порождали массовую истерию. Врага искали куда ни погляди. И находили.
Враг в деталях, или — или «Найди гада»
Гляди лишь несколько примеров.
В 1935 году московская пуговичная предприятие наладила производство пуговиц в виде футбольного мяча. Сходный дизайн был чрезвычайно популярен если на то пошло в Европе. Но высшее заведующий страны усмотрело в них нацистскую свастику. 15 владычица 1935 года замнаркома (замминистра) внутренних дел Гоша Прокофьев направил Сталину докладную записку о волюм, что на фабрике изготавливаются пуговицы «с изображением фашистской свастики». Сверху донесении Сталин собственноручно написал: «Ужель и нечисть. И. Ст.». Администратор фабрики арестовали и засудили.
15 декабря 1937 лета на одном из заводов состоялось экстренное совет Комиссии партийного контроля возле ЦК ВКП (б), посвященное изготовлению… маслобоек. Партийным вождям показалось, точно лопасти внутри конструкции, напоминают «фашистскую свастику». С докладом о маслобойке выступал нарком оборонной промышленности Мишара Каганович (родной брат Лазаря. — Ред). Акция передали в НКВД. Комиссия отмечала «символическую слепоту» местного руководства: «Вопреки на ряд сигналов, ни заведование завода № 29 (…) ни учебник треста (…) не приняли мер к изъятию маслобоек, лопасти которых имели образ фашистской свастики». Маслобойки были сняты с производства, изъяты изо продажи, а специалисты, которые их разрабатывали и изготавливали — арестованы.
В июле 1938 годы на совещании ЦК ВКП (б) рабочие хлопчатобумажной промышленности жаловались, будто вынуждены снимать с производства драпировка, которую годами выпускали и имевшую гигантский спрос. Ткань забраковали по мнению идеологическим причинам. Перестраховщики чрез лупу увидели в ней и скрытую свастику, и пусть даже портрет царя Николая І…
Дхарана на бдительность: искать бородку Троцкого
Ленинградская спичечная завод на протяжении многих парение изготавливала спички. И все бы нисколько, но в 1937 году бери этикетке коробки увидели поуже не свастику, а профиль одного с главных идеологов советского государства Льва Троцкого с бородкой — в так время главного врага Сталина, а стало и всего советского народа. Директора фабрики арестовали якобы троцкиста и диверсанта. А весь Совдеповский Союз пристально вглядывался в непохожие повседневные вещи, пытаясь аутентифицировать, где в них кроется тяжесть. Это называлось «подыскивать бородку Троцкого».
Полочка Троцкого искали также и в знаменитой скульптурной композиции «Ходовой и колхозница» скульптора Веры Мухиной поперед. Ant. после тем, как отправить ее получи и распишись международную выставку в Париже в 1937 году. Скульптуру мало-: неграмотный только «принимала» правительственная поручение, в состав которой входили партийные чиновники, только и лично, перед отправкой в Париж, инспектировал Сталин: чрез (год) полуночи он приехал нате завод и 20 минут стараясь не проронить ни слова осматривал «Рабочего и колхозницу» около мощными прожекторами.
В 30-х годах пионеры далеко не завязывали пионерский галстук, возмещение этого был специальный резкий зажим с изображенным пламенем. Хотя в ноябре 1937 года, для волне массовой истерии борьбы с троцкистами и врагами народа, в языках сего пламени школьники и взрослые разглядели вездесущую «бородку Троцкого», а равно как его профиль. А еще кому-так показалось, что на пионерских галстуках соткана невидимая паучий крест. Школьники массово отказывались через зажимов и от пионерских галстуков. Частный размах «антигалстучная пандемия» приобрела в Крыму — в «Артеке» и инда в самых отдаленных селах. Незадолго нашли и «первоисточник». Оказалось, яко панику посеял обычный девятиклассник, ученик 5 класса одной изо московских школ. Пионерские галстуки оставили, а во от зажимов отказались — перешли возьми узел.
Вещий Олег, Постышев и лабиринт Пушкина
Очень красноречива была описание, которая произошла в 1937 году в апогей Большого террора. В том году с размахом отмечали юбилей гибели Пушкина. Казалось бы, который имеют враги к Пушкину? Опять-таки, оказалось, что все а имеют. К «дуэльной» дате был выпущен двухсотмиллионный издание специальных «пушкинских» тетрадей — с портретами поэта и иллюстрациями к его произведениям получай обложках. Почти год фабрики умереть и не встать всех уголках СССР печатали тетради, они поступили в продажу, многие изо школьников успел их схлопотать, но вдруг, уже в конце возраст, появился приказ немедленно «взыскать тетради, имеют следующие изображения: «1. Песнь о вещем Олеге, 2. У Лукоморья дуботол зеленый, 3. Портрет Пушкина, 4. «У моря» с картин Айвазовского и Репина». В иллюстрациях увидели «тайные знаки», оставленные врагами народа. Повсеместно шли школьные собрания, бери которых разоблачали коварство врага и приказывали отменить обложки. Довольно быстро боязнь перекинулась и на другие тетради.
Инициатором этой истории был Павлуня Постышев — один из главных исполнителей людоедской политики в Украине, в частности Голодомора и разгрома украинского национального возрождения. В ту пору спирт фактически уже попал в опалу — его понизили до самого должности первого секретаря Куйбышевского обкома ВКП(б), потому он искал любые зацепки, для того чтобы напомнить о себе, показав измена Сталину. «Хозяин Куйбышева» накатал спецдонос Сталину и Ежову. Возьми репродукции картины Васнецова, некто увидел на сабле Олега пометка «Долой ВКП», а сверху репродукции картины Крамского — трупы в шлемах красноармейцев, а вдобавок факсимиле Каменева, который в свой черед был среди «врагов народа».
А вторично писал: «Кроме сих тетрадок посылаю еще плохо образца обложек, где сверху одной из обложек у Пушкина в безымянном пальце помещена паучий крест, а на другом образце, идеже воспроизведена репродукция с картины Айвазовского, равным образом имеется свастика на голове Пушкина, в томик месте, где расположено пельмень». Было начато дознавание, о ходе которого лично докладывали Сталину. Художников — Михаила Смородкина и Петра Малевича арестовали и отправили получи Колыму.
В течение двадцати планирование «пушкинские» тетради были запрещены. Коли их вдруг находили умереть и не встать время ареста и обыска, сие могло привести к тяжелым последствиям. А тетради школьники оборачивали в газеты.
«Холерные» дубленки и «сифилитические» брюки…
При Хрущеве и Брежневе Чекушка распространял, как теперь сказали бы, фейки о всем — о еде, вещах… В частности, конечно, что советские военные в Афганистане массово скупали дубленки. Сугубо для нелегальной перепродажи в Совок. Валерий Аблазов, военный генерал-атторней в Афганистане, в своем дневнике вспоминает, т. е. в 1981 году в Кабуле умышленно распространяли слухи про «зараженные» дубленки — ради хоть как-то замедлить предпринимательский пыл соотечественников:
«За «сарафанному радио» в микрорайонах распустили молва, что все дубленки получи и распишись таможне изымаются, т.к. они заражены который-нибудь-то страшной инфекцией (чумой, холерой). Сие для того, чтобы безлюдный (=малолюдный) тащили с собой это хурды-мурды» (запись от 26 мая 1981 лета).
Безусловно, таким слухам, в отличие ото 30-х годов, уже последняя спица в колеснице не верил… Для «зараженные сифилисом» американские джинсики и жвачки «с толченым стеклом» советским школьникам рассказывали в 70-80-х годах лекторы общества «Эрудиция». Среди наиболее распространенных легенд о джинсики были такие: якобы они вызывают бесплодие, а опять же болезни кожи — так называемый «джинсовый эктима»; ходила версия о фолиант, что якобы в них зашита микроиглы со смертельным ядом. Примечательно, чисто подобные слухи циркулировали в тех слоях советского общества, которым сии вещи не были доступны.
Мао поднимается с гроба, или На финско-китайской границе до сего времени спокойно
Одной из распространенных легенд в Советский Союз в конце 70-х годов была о китайских коврах, которые ночной порой светятся. Вроде бы в них, специальными «фосфорными нитками» был вышит Мао Цзэдун в гробу. Стоило советскому гражданину слить свет и лечь спать у такого ковра, а в Союз Советских Социалистических Республик был обычай вешать ковры держи стену, как Мао начинал гореть, оживал, и человек мгновенно погибал через страха.
Жуткая легенда возникла в результате эскалации советско-китайской вражды изумительный второй половине 60-х годов. (до зубов) конфликт в 1969 году в острове Даманском усилил страхи советских людей. В 30-е годы всё-таки китайские ковры и полотенца совместно с тапочками непременно сожгли бы, хотя в 60-х о них только рассказывали байки, той же породы на детскую страшилку для «гроб на колесиках» река «черную руку».
Одесский автор Владимир Швец записал в дневнике 10 февраля 1967 годы: «Хотя и радио ясно ничего не объясняет, хотя город взволнован китайскими событиями. Ми рассказывали, что на нашу китайскую границу китайцы двинули сто тысяч джи-ай. Они нарвались на электроограждения и были сожжены. Похоже бы в Китае визжат о обметать, а Мао собирается быть в Москве. Теза ужасное…»
Ли) не то же, накануне празднования 50-летия Октябрьской революции, записывает в дневнике и летописец Натан Эйдельман: «За некоторое время до праздником 50-летия. Усугубление истерических страхов, страх выступить на улицу, слухи о «китайских листовках»». Листовки китайцы разбросали, только в основном на Дальнем Востоке Совдепия: «Боритесь с шайкой современных ревизионистов, продолжателей Хрущева, антикоммунистов». Сотрудники Чекушка фиксировали тогда немало панических слухов о возможном нападении Китая и Румынии возьми СССР. 4 сентября 1967 годы школьницы 7-го класса разбросали для территории завода в Донецкой области листовки, подписанные говорят Алексеем Косыгиным, который был в таком разе председателем Совета министров Советское государство: «Товарищи! Война! Запасайтесь пищей и водным путем»
Страх китайско-советскую войны держался примерно до конца 70-х годов, о нежели свидетельствует популярный анекдот безукоризненно 1978 года: «2000 година. На финско-китайской границе полно спокойно».
Врачи, которые кто (всё «во всем виноваты»
В начале 50-х годов в Хомикус советикус была развернута мощная антисемитская набег. Публикация в «Правде» 13 января 1953 статьи «Подлые шпионы и убийцы почти маской профессоров-врачей», в которой совокупность кремлевских врачей, преимущественно евреев, была обвинена в сотрудничестве с американской разведкой, в действительности легитимизовала антисемитизм. Так советская партийная аристократия «поощряла» низовую нелюбовь.
Кое-где истерия была поражающей: так, случалось, что на коммунальных кухнях стойко привязывали крышки своих кастрюль к ручкам, в надежде соседи евреи "безлюдный (=малолюдный) подсыпали яда». В обществе циркулировали слухи о томишко, что «врачи-убийцы» каждую неделю «отравляют по меньшей мере. по 500 человек». Иные категорически отказывались посещать больницы и аптеки. Об этом свидетельствуют корреспонденция, которые советские граждане писали корешок другу. Например, некая А.Ф.Городец с города Самбор Львовской области предупреждала своего адресата: «…Безграмотный ходи к врачам, и не делай уколы, твоя милость наверное слышала что делали в Москве — подлецы, варвары. Они старались наших вождей вык, а также и нас всех, неведомо зачем что берегитесь». Другая корреспондентка жаловалась: «…Я мучаюсь ангиной, кидат негде совершенно. К врачам трогаться не нужно. Ты до встречи осторожна с лекарствами. Хорошо, в противном случае бы вы их подобный не принимали. Уж подымай выше покупайте травы, варите, настаивайте и пейте. Ведь, что случилось в Москве, дупелину взволновало и дало повод нате всякие мысли…» Ходили слухи насчет «стрептоцид, зараженный бациллами Коха», «неблагонадёжный пенициллин», о том, какими судьбами в поликлинике, под видом привой, еврейские врачи« заражают сзади и туберкулезом». Пациенты пусть даже в глаза называли врачей евреев «убийцами». Появлялись призывы к расправе — расстрелу, повешению, четвертованию.
Сермяга, были и слова поддержки и понимания. За примером далеко ходить не нужно, пенсионерка, украинка Ефросиния Федоровна Фоменко изо Одессы, в письме от 21 января 1953 годы, так описывала кампанию прививки, которая проходила в городе: «…В блат с арестом в Москве, жуткое дух в Одессе. Работать районным врачом будь здоров трудно. Сейчас проводятся противодифтеритные прививки, круглым счетом если вы думаете, а происходит без инцидентов, так ошибаетесь — не пускают в квартиру врачей, кроют матерно, в особенности плохо евреям. Возле записи в поликлинике их попросту выталкивают из очереди, к врачам евреям сам черт записываться не хочет…»
Состояние выходила из-под контроля, и сие прекрасно понимали работники силовых ведомств. Нежели бы все закончилось — маловероя, но, к счастью для всех, умер Сталин.
Слухи: с смешного к необратимому
Было ли распускание слухов и конспирологических теорий признаком, присущим в СССР? Конечно, нет. «Приманка» слухи и легенды существовали и существуют утилитарно в каждой стране мира. В нежели-то они похожи, в нежели-то различаются. Например, в 1980-х годах в сельской местности США до чертиков распространены были слухи насчет сатанинские секты. Эти слухи привели к масштабной паники. Что так так произошло? Потому кое-что жители сельской Америки оказались преддверие новыми вызовами: массовым закрытием предприятий, безработицей, кризисом института семьи, церкви; весь это, так же т. е. и в СССР, порождало неуверенность в завтрашнем дне, а следственно и подсознательный страх.
Другие специалисты считают, что слухи и легенды часом выполняют терапевтическую функцию, как бы то ни было не просто выражают страшно, но и определенным образом компенсируют его, изображая вещественность более простой и безопасной, нежели она есть на самом деле. А бывает, что слухи и предубеждения приводят к неконтролируемой панике неужто массовым проявлениям агрессии и насилия. И если так, вместо нелепых историй, кой-когда смешных, иногда не аспидски, появляются кровавые теории о «врагах».
Как так случилось в 1994 году в Руанде, другой раз слухи, помноженные на охлофобия и государственную пропаганду, привели к геноциду тутси. Или — или когда летом 2018 лета, жители небольшого мексиканского города Акатлан, сожгли двух мужчин, приехавших следовать покупками из соседнего города. Причиной послужила классическая городская небылица о похищении детей, распространенная ранее не "сарафанным радиостанция», а через WhatsApp …
Светуша Шевцова
При подготовке материала использована увраж Александры Архиповой и Анны Кирзюк «Опасные советские товары. Городские легенды и страхи в СCСР».