Пенсии для вредных профессий: как начислят и кто заплатит старые долги?

В Укрaинe xoтят ввeсти нaкoпитeльныe пeнсии чтобы врeдныx прoфeссий. При этoм иx мoгут сoкрaтить, пeрeлoжив с бизнeсa нa гoсбюджeт

Рaзрaбoтaнный Министeрствoм сoциaльнoй пoлитики зaкoнoпрoeкт «O внeсeнии измeнeний в нeкoтoрыe зaкoны Укрaины oтнoситeльнo нaкoпитeльнoй прoфeссиoнaльнoй пeнсиoннoй систeмы» нaкoнeц oбсуждeн и прeдстaвлeн прoфильнoму Кoмитeту ВР кaк «пилoтный прoeкт» чтобы фoрмирoвaния пeнсий льгoтныx кaтeгoрий в рaмкax ввeдeния дoлгoждaннoй нaкoпитeльнoй систeмы. "Нaкoнeц", — пoдумaли финaнсисты. Вeдь oни-тo знaют, чтo зaкoн «O нeгoсудaрствeннoм пeнсиoннoм oбeспeчeнии», занятый eщe в 2003 гoду, нe рaбoтaл кaк рaз с-зa oтсутствия имплeмeнтaциoнныx зaкoнoв. Будущиe пeнсиoнeры в глубинe души oбрaдoвaлись, чтo пoлучaют «три пeнсии вмeстo oднoй», кaк нaписaли в свoиx зaгoлoвкax нeкoтoрыe СМИ. Им-тo никтo нe oбъяснил, гдe пoдвox. Нo бoльшe всeгo oбрaдoвaлись aкциoнeры крупныx прoмышлeнныx прeдприятий, тaк кaк, нaкoнeц, пoявилaсь нaдeждa пoд aктивную фaзу рeфoрмы зaoднo остаканенный eщe oдин выгoдный им пeнсиoнный зaкoнoпрoeкт. Кoтoрый с 2012 гoдa пытaлся прoйти чeрeз жeрнoвa пaрлaмeнтa, нo кaждый рaз пo пoнятным причинaм oтзывaлся. В турбoрeжимe oчeрeднaя пoпыткa мoжeт стaть впoлнe рeaльнoй. Xoтя сaм пo сeбe правило нaкoплeния пeнсиoнныx выплaт в (видах рaбoтникoв врeдныx прoфeссий впoлнe удoбeн.

Чтo мoжeт кoмпeнсирoвaть людям врeдныe услoвия трудa? Тoлькo живыe дeньги

Зaкoнoпрoeкт прeдлaгaeт ввeдeниe накопительной профессиональной пенсионной системы (НППС) в целях занятых на вредных производствах работников в возрасте впредь до 35 лет, имеющих монополия на льготную пенсию, следовать счет повышения ставки единого соцвзноса в целях таких работодателей на 7% не то — не то 15%.

Законопроект предусматривает три профессиональных пенсионных программы:

Проспект №1 дает право на унаследование пенсионных выплат после 50 планирование при работе по "списку №1" через 10 лет у мужчин и через 7,5 лет у женщин.

Проспект №2 включается после 55 полет и работе по "списку №2" ото 12,5 лет у мужчин и через 10 лет у женщин.

Программный документ №3 дает возможность добровольно зайти в НППС на условиях, определенных в коллективных договорах, и получай получение пенсионных выплат объединение достижении 55 лет.

В области программе №1 работодателям придется кроме того к 22% ЕСВ платить пока 15%, в программе №2 — 7%, в программе №3 — с 3% по согласованию с работниками. Сообразно законопроекту, страховые взносы, которые поступят следовать участников НППС, Пенсионный запас Украины будет направлять в негосударственные пенсионные акционерный капитал (НПФ) и страховые компании (СК), авторизованные Нацкомиссией по части ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). Участники системы смогут нестандартно выбирать НПФ и СК (статут "пенсионные средства ходят после участником"), при всем при том если они в течение трех месяцев невыгодный выбрали, то НПФ короче определен автоматически в порядке Пенсионного фонда Украины.

"Благонравный объем средств для таковой накопительной системы составит 2-3 млрд грн в время", — сказал, представляя транс, премьер-министр Денис Шмыгаль.

«Словно мы предлагаем в законопроекте. На певом месте: для работников, которые безотложно трудятся во вредных и тяжелых условиях, без- будут изменены фактически ни устав, ни условия назначения этакий льготной досрочной пенсии. Наша сестра меняем только механизмы. Ведь есть, возмещение льготных пенсий хорошенького понемножку заменено на финансирование таких пенсий минуя уплату повышенной ставки Единого взноса», — рассказала умный социальной политики Марина Лазебная. Возлюбленная отметила, что за рекамбио этих средств будут возмещаться расходы для выплаты текущих льготных пенсий и будут введены машины досрочной накопительной пенсии на будущих пенсионеров.

Кто довольно платить долги?

Уже орие 20 лет в Украине действует принцип, согласно которому работники, занятые сверху вредных производствах (по спискам № 1 и № 2), могут иссякнуть на пенсию на 10 планирование раньше. Но при условии наличия у них 10 либо — либо 7,5 года соответствующего стажа работы получи таких производствах. Льготную пенсию следовать этот период им обеспечивает операция, на котором человек вредил своему здоровью. Согласно факту же пенсию платит Эмеритальный фонд, а частные предприятия компенсируют ПФУ пенсионные выплаты, которые некто делает. По разным оценкам, вслед за эти 20 лет предприятия должны были резервировать на выплаты своим будущим пенсионерам ото 70 млрд грн задолго. Ant. с 100 млрд грн. Притом, по состоянию на 1 апреля 2020 возраст, у этих предприятий уже сверх того существовала задолженность по выплатам текущим пенсионерам накануне Пенсионным фондом в размере 14,5 млрд грн.

Мустешар социальной политики Марина Лазебная отметила, почему предложенный механизм позволит порешать проблему долгов предприятий передо Пенсионным фондом по выплате льготных пенсий. Точно по ее словам, с 2008 лета этот долг вырос с 1 млрд грн предварительно почти 15 млрд грн получай октябрь этого года, из года в год увеличиваясь на 1,5 млрд грн. "С 10 предприятий 8 не возмещают", — заявила умный. По ее словам, предприятиям-должникам короче дано право оплатить данный долг с рассрочкой на отлично лет. В пояснительной записке уточняется, что же речь идет о 8 тыс. должников, 2,5 тыс. с которых уже экономически неактивны.

Раньше Минсоцполитики оценивало количество работников, которые подпадут подина действие НППС, больше нежели в 135 тыс. селовек.

Управление также отмечало, что плюсом перехода к фондированные системы пенсионного обеспечения, идеже будущие пенсионные выплаты работникам будут обеспечены пенсионными активами, является отпиливание таких активов от деятельности предприятий, а как и возможность наследования таких средств. И так (уже) того, работодатели вышеупомянутых категорий работников, которые сегодняшний день в значительном объеме осуществляют искупление расходов на выплату льготных пенсий, будут уплатить только за фактически нынешних сотрудников и смогут выгадать. Ant. потратить.

Итак, в Украине хотят вделать профессиональные накопительные пенсии. Красиво обнадеживающе? Законопроект предусматривает пуск НППС с 1 января 2021, вместе с тем на заседании Кабмина было высказано смущение, что это возможно содеять в столь короткие сроки. Эксперты но объясняют, что с законопроектом в принципе безлюдный (=малолюдный) так.

«Предлагается возражение работодателям их долги, если математика правительства не сходится»

Юка Иванько

Председатель правления Общества актуариев Украины Юраха Иванько:

— На самом деле, новинка заключается в том, что депутатам предлагается возражение работодателям их обязательства числом выплатам льготных пенсий и предписать в дальнейшем их платить с государственного бюджета. То глотать прибыль от работы человека получает конкретное инициатива, а пенсию дополнительную ему оплачиваем ты да я с вами. Неплохая идея, что верно?

Но чтобы этот зажим был не так очевиден, Минсоцполитики предложило дополнение) взимать в ПФУ с предприятий после таких работников старше 35 планирование повышенную ставку единого взноса сильная сторона 15% (или плюс 7%) к имеющимся неотложно 22% ЕСВ. Но взыск(ив)ать будут с текущих работников, а расквитаться пенсии с этой суммы нужно фактическим пенсионерам и одновременно с этим накапливать на пенсию тем, кто такой еще работает и эти взносы платит по (по грибы) себя.

Министерство при этом уверяет, чисто платежи в Пенсионный фонд будут эквивалентны тем платежам, которые убирать в рамках действующей системы. (ясное же, это не где-то. Если в первые годы платежи в солидарную систему ПФУ уменьшатся примерно сказать на 20% по сравнению с имеющейся системой, ведь уже через 10 планирование падение достигнет 60-80%. Сие произойдет вследствие того, подобно как количество пенсионеров будет переходить в руки постоянной величиной в течение 10-15 полет. А количество плательщиков будет малеть ежегодно, поскольку работники младше 35 лет войдут в накопительную систему. Таким образом, вслед 25 лет из общего объема обязательств, которые получи и распишись сегодня оцениваются в 70-100 млрд грн, ПФУ получит отнюдь не более 30%, а остальные имущество будут переведена на госбюджет. Каких действий разрешается ожидать от Пенсионного фонда? Верно — попытки отказаться от обязательств согласно спецпенсии, как это сейчас наблюдалось по выплатам пенсий по (по грибы) выслугу лет. Именно такая дорога ждет работников старше 35 парение, поскольку есть большой возможность потери пенсионных выплат в результате ежегодного роста дефицита ПФУ.

А ась? в таком случае ждет человека в дочери годится 35 лет, которого по слухам должна «осчастливить» перестройка? Ловите еще одну вишенку нате торте. При введении этой системы сполна накопленный таким работником выслуга на тяжелых предприятиях действительно обнуляется, и накопление единого налога происходит с нуля. Объединение факту Минсоцполитики предлагает депутатам оставить без чего. Ant. передать от 10% до 40% льготных пенсий, которые они заработали, работников в возрасте прежде 35 лет.

В итоге, люда с 20-летним стажем, с которых он отработал 7 получай вредных производствах из списка № 1, возле выходе на пенсию в 50 полет при зарплате в 10 тыс. грн после действующей системе получит пенсию от бога 3,5 тыс. грн, а за предлагаемому механизму — всего едва в размере до 2 тыс. грн. Чисто мы видим, ни смертный, ни госбюджет от сего не выигрывают. В отличие с предприятий, которые с 2012 годы пытаются добиться такого подарка со стороны государства.

Больше обоснованным подходом является основание накопительной профессиональной системы в какой-нибудь месяц для лиц, не имеющих стажа получи производствах из списков №1 и №2. Одновр`еменно для тех, у кого такого типа стаж уже есть, надлежит оставить существующий механизм возмещения работодателями расходов ПФУ для оплату пенсий, полученных получи и распишись льготных условиях.

А любые нововведения соответственно пенсионным выплатам без проведения актуальных расчетов могут задорого обернуться бюджету и власти в целом, и порочить долгожданную пенсионную реформу.

«Этап в правильном направлении, но переваленный "локомотив пенсионной реформы" может и никак не сдвинуть с места»

Сашуха Ткач

Александр Ткач, босс компании «Пенсионно-актуарный эксперт», эксперт по вопросам пенсионного обеспечения:

— Присоединение профессиональных пенсионных систем — дело в правильном направлении. Это — делание как требований Директивы Есть 41/2003 от 03.06.2003, круглым счетом и Закона Украины №1058 ото 09.07.2003. Но Украина опоздала в исполнении "домашнего задания" близко на 15 лет. Следственно нынешнее правительство делает капельный, но важный и смелый акция навстречу накопительной пенсионной системе. А есть и недостатки. В целом да с мнением Общества актуариев Украины сравнительно льготных пенсий (Список №1 и Указатель №2). То, что предложено, беспредельно похоже на перекладывание проблемы держи «другие плечи», которое началось пока что в 2012 году и продолжалось подле правительстве Владимира Гройсмана в 2017 году. Непо, на каких предположениях основаны предлагаемые ставки взносов, а самочки методика их расчета приставки не- раскрыта. Поэтому предостережение о возможном «дефиците финансирования» и недостаточности уровня будущих пенсий заслуживает внимания.

Раздельно надо сказать об отмене пенсий следовать выслугу лет, которая стряслось в 2017 году для сотен тысяч работников. В данный момент под программой №3 эти пенсии чай бы хотят восстановить, же через механизмы коллективного договора, которые в нашей стране малограмотный имеют никакой перспективы. Об этом свидетельствует приемчик выполнения действующих отраслевых соглашений в Укрзализныце, горно-металлургическом комплексе и т.п. Без- замечать и не понимать сего нельзя. Об этом не раз и не два говорилось и сообщалось разработчикам правительственных законопроектов, чисто экспертами, так и профсоюзами, и разработчики простой не прислушиваются к этих аргументам. За постепенного введения профессиональных пенсионных систем угоду кому) выслуги лет с 2005 возраст на базе корпоративных и профессиональных негосударственных пенсионных фондов (наподобие это и предусматривалось законом в 2003 году), такие деньги вообще вычеркнуты из второго уровня и системы профессиональных пенсий. Зато предлагается сомнительна лицензия, к которой НКЦБФР будут допущены не менее открытые пенсионные фонды. Сие противоречит Директиве 41/2003 Нашел, согласно которой риск выслуги планирование и потери трудоспособности должен покрыться трудовыми пенсиями (пенсионными выплатами) отраслевых и корпоративных фондов и компаний страхования жизни.

Делать что же решать проблему льготных пенсий и пенсий вслед выслугу лет, то сцепление должен быть другим. Таким, делать за скольких в странах, где это происходит в случае перехода с пенсионных схем с установленными выплатами к схемам с определенным вкладом (Сделал, США и др.). Наперво надо зафиксировать стоимость ранее заработанной части пенсий (которые должны были компенсироваться через ПФУ) до момента перехода получай другой механизм финансирования (посредством НПФ). Заработанная часть возмещается тем, который потреблял рабочую силу в прошлом, а расчет труда в последующие периоды финансируется чрез уплату пенсионных взносов, да не в ПФУ (который направит их держи выплаты нынешним пенсионерам и зарплаты служащим), а в НПФ (возьми индивидуальный пенсионный счет лица). Разработчики элементарно игнорируют (не замечают) оный принцип, закрепленный в международных стандартах финансовой отчетности. Отсюда следует, переложить финансирование значительной части льготных пенсий нате ПФУ (который хронически дотируется изо бюджета), а вместо этого представить уплату повышенного размера ЕСВ выглядит осторожно.

Аргументы о "почти до настоящего времени работодатели не возмещают" иначе говоря "у предприятий нет денег" малограмотный выдерживают критики. Достаточно не более вспомнить перечень отраслей с вредными условиями труда (добыча полезных ископаемых, (горячий, энергетика…) и ознакомиться с рейтингами доходов владельцев соответствующих предприятий. Относительная из них экономически активны и хорошо выполняют требования по возмещению ПФУ расходов бери выплату льготных пенсий.

В общем, потребно четко разграничивать пенсии, назначаемые вслед за работу во вредных и опасных условиях (Проскрипция №1 и Список №2) и пенсии за выслугу полет (то есть, за работу в условиях, если человек теряет профессиональную полезность до наступления пенсионного возраста). Отнюдь не стоит эти разные согласно природе пенсии закладывать в Вотан законопроект. Перегруженный ими "дизелевоз пенсионной реформы" может безграмотный сдвинуть с места. Если но последовательно запустить несколько "локомотивов" с одним "вагоном пенсий" в каждом законопроекте и произвести это с соответствующим интервалом, так их прохождения «депутатской станции» может проистечь с большой вероятностью. Следовательно, лавры пенсионной реформы, которую решился настоящее правительство, будет гарантирован.

Записала Ксанка Полищук, Киев

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.