фoтo: Нaтaлия Губeрнaтoрoвa
Пaру мeсяцeв нaзaд извeстный критик Иннa Соловьева, которая в скором времени пополнить 90 лет, обнаружил в шкафу у себя дома пожелтевшие листы. В верхней части она нашла конверт, где лежало предисловие написал писатель Сергей Аверинцевым специально для работы Соловьевой и Шитовой. За месяц — только на Биеннале, — издатели, искусствоведы и редакторы выпустили небольшую емкую книгу. На заднем форзаце — мозаика из «плохих» газет, выпущенных Алексеем Сувориным. Инна Натановна анекдот: «Как на презентации в ТАСС кто-то простодушно спросил меня, как отличить плохих от хороших?» И на примере своей книги, на самом деле, это и пытается объяснить.
— Я хотел сказать серьезные вещи, в связи с этим, чем занимаются Суворин. Почему учиться у него пришел молодой начинающий журналист по фамилии Херст. Пришел, написал письмо, согласился, что Суворин с ним разговаривал. В конце концов, существует связь между тем, как лечит народ, в массы, превратили их в массу народа. Как это происходит в школе Суворина по обе стороны океана. И то, что делает нас способными договориться в плохом и не могут договориться о хорошем. Мне кажется, что действительно очень важно, увидеть, почему он в каком-то минуту возникает такая фигура, как Суворин.
Для нее Суворин, пропитавшийся сознания народов и масс, которую нужно «кормить» и на чью душу должен постоянно двигаться «пропагандистская машина», — антипод чехова. Тот, приехав на Сахалин, произнес что-то вроде: «Какая красота, и как стыдно, что мы рядом работаем…»
Соловьева убеждена, что Суворин, который, как он пишет, «был создан для суеты», не видит разрыва между смотреть на звезды и повседневной грязью и тем самым «сохраняет плохо». «К сожалению, имеет отличный вкус, мы плохо живут, очень плохо, скучную, однообразную, приобретательскую, непитательную, в сущности, для души ничего не дающую. А плохо, с ним должен быть в состоянии справиться, отдалиться хотя бы. А может быть, и уничтожить», — показывает Инна Соловьева.
В своей книге говорит о том, что страна, пережившая шок (сама Соловьева называется «структура», намекая на общество во всех формах), проходит через один из самых мощных в истории культурных влияний — «Новое время» Алексея Суворина начинает работать для всех.
Инна Соловьева считает, что эта тема превращения людей в массу — нужно не только критики, но и думающую часть, и я в этот народ «разбередить». Разбередить так же, как некогда и сам Суворин — деятельный, кипучий, патетичный, оставивший нам в наследие, то термин «массовая культура» — разбередил Россию.