Мы связaлись с культурoлoгoм, aвтoритeтныx кинoвeдoм Кириллoм Рaзлoгoвым, кoтoрый, кaк всeгдa, точно поставить все акценты.
— Кирилл Эмильевич, ну да, уже и грудь не могут быть в кино, это оскорбляет чувства (как и еще некоторые мнимой массой), мы легким движением руки переносимся в средние века?
— В средние века как раз был очень отличается. Вспомним культ голого тела еще в древности, особенно женского тела. Достаточно зайти в любой большой музей в мире, чтобы и там увидеть обнаженные формы, в любом количестве. Кроме того, там все это можно рассмотреть гораздо больше деталей, чем в фильме. Обнаженно тело — это часть культуры, в этом смысле, в разных странах отношение к ней по-разному: в индийских храмах Кхаджурахо сношение вообще изображаются как храмовые сцены, во многих древних культурах есть фаллические символы, которые весьма почитались…, Что христианство, из-за своей особенности, он оставил на определенный запрет, мусульманство наложило еще больший запрет, женщина второй раз не может даже показать свое лицо в общественном месте. То есть, каждая культура имеет свою норму. Если мы движемся в направлении фундаментального мусульманства — то должны охватывать все ваше тело, а не только женщины, но и мужчины. Если мы движемся в направлении средиземноморских культур, и там даже полное воздействие вполне допустимо, скажем, на пляжах… Это вопрос чисто культурологический — почему то, что разрешено, вчера, сегодня, не допускается.
— Но, извините, правила о том,…
— А вот безумные положения о том, далеко отстоят от реальной жизни. Достаточно взглянуть на русских женщин, отдыхающих сейчас в Турции, на то, что они с удовольствием ходят и плавают в стрингах, чтобы понять, что все эти требования, — чтобы прикрыть свое тело и ничего не показывают, — по крайней мере не соответствуют реальной культурной практике наших современников.
— И даже в относительно табуированном советском фильме по-прежнему свои известные свободы…
— Ну, конечно, и это естественно: когда говоришь о чувствах людей, о их отношениях, так или иначе что-то обязательно показывает. Другое дело, что, скажем, в Америке 30-х годов XX. века был принят известный этический кодекс Хейса, это привело к различного рода обходы и производство символический язык, пока этот кодекс не был отменен, а по точному замечанию один американский критик, «в то время американское кино легко разваливается». Живая культура есть живая культура, и накладывание на нее искусственных запрет только возбуждает еще больший интерес. Тем не менее, общественное обсуждение для другой тип проблемы вокруг живой культуры никогда не будет лишним, и в этом я вижу единственную положительную сторону всего, что происходит вокруг «Матильды».
— Это то, что «Матильда» проходит через это Чистилище, я не знаю, как точно…
— Да, это просто часть рекламы этой картины. Кроме того, что это демонстрация глупости людей, которые это все начали, это только дополнительная реклама.
О романе Николая Кшесинской читайте в нашем спецпроекте «Matilda»
Смотрите фоторепортаж по теме:
Матильда Кшесинская и цесаревич Николай: история в картинках
39 рис.