Как жил и играл Алексей Баталов: слесарь Гоша или герой-интеллигент

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

Нeгo Бaтaлoвa — этo личнaя трaгeдия для всex ктo eгo знaл. Дaжe и труднo сeбe прeдстaвить, чтoбы чeлoвeк тaкoгo склaдa, кaк интeллигeнтскoй экспoзиции в цeлoм пришeл в aктeрскую прoфeссию. Тaк и xoчeтся скaзaть, чтo слишкoм xoрoш для aктeрствa. При тoм, чтo нa экрaнe были вoстрeбoвaны сoвсeм другиe типaжи. Нo нaстoлькo сильнa и вeликa былa eгo внутрeнняя прирoдa, что в этой области, это зависимом, где должны быть гибкими, должны приспосабливаться, он, Баталов, регулирует не стал и не мог — он предложил уникальный образ российского интеллигента, чрезвычайно твердые и одухотворенного. Второй — не с природным благородством — интеллигентов играли. Баталов был такой, идет из фильма в фильм (их было не так много), и его герои вдохнул возвышенностью и свободу…

Неудивительно, что два фильма с его участием — «Летят журавли» и «Москва слезам не верит» — имели настоящий триумф за рубежом: один получает главный приз фестиваля в Каннах, другой берет «Оскар». Потому, что проблемы героя Баталова — всегда общечеловеческая, простой в восприятии, естественно, без нарочитой игры и карикатурности.

Примерно с 2002 Алексей Владимирович раз в год, обязательно пришел в «МК», потому что он был президентом фестиваля отечественного кино «Московская премьера», где газета выступала соорганизатором. И это то, что его уважают. Все мы понимаем, что общие в таких случаях пост свадебного генерала. Ну, позвали, видимо, другого известного человека… Нет, не свадебным генералом, несмотря на возраст, не всегда хорошее настроение, Баталов не был. Я написал все свои вступительные речи, свое мнение на каталог, очень живо интересует процесс, отсматривал фильмы. Не то чтобы «пришел и ушел». Когда фестиваль требовалась поддержка от Москвы, он лично говорил — царство ей небесное — на Людмиле Швецовой, помогал, чем мог. И на это — как на камертон, как гарант качества — ориентированные газеты, в свою «большую семерку» новых фильмов…

…Конечно, Алексей Владимирович на протяжении многих лет был президентом премии «Ника»; его основатель Юлий Гусман говорит нам слова горечи:

— Это горе не только для семьи и друзей, не только для кинозрителей, влюблена в Баталова, не только для его учеников из ВГИКа, но, по словам кого-то из великих, это потеря для всего человечества. Баталов был человек, за все время. Он в сочетании несочетаемые качества — этого артиста, русского интеллигента, удивительного друга, поразительного, хорошего и порядочного человека, что в наше время редкость. Всю жизнь имел огромные проблемы, ничего не доставалось ему легко — ни дома, ни на работе, нигде. Но он мужественно переносил все свое сердце, никогда ни на что не жаловалась… Мы потеряли добрейшей души, родное и близко к нам, теплое существо. Это его сущность. И если вы верите в Бога, должны понимать, что он будет в раю.

«9 дней одного года». 1962 год.

Баталов-актер, каждая роль ему стала символом

…Роль Гоги, Гоши, слесарь из ИНСТИТУТА, «Москва слезам не верит» до сих пор остается любимым. О ней можно говорить часами, но жаль, что поводом для вызова режиссеру Владимиру Меньшову так грустно.

— Встреча с Баталовым относится к числу счастливых озарений, которые приходят к режиссеру во время работы над фильмом, — говорит Меньшов, — у меня были соображения о роли совсем другого рода, но когда мы уже дошли до предела, и не было никакого понимания, кто будет играть эту роль (а съемки должны были начаться уже через два дня!), в это время по телевизору показать картину «Дорогой мой человек». («Дорогой мой человек» — знаменитый фильм хрущевской оттепели. Алексею Баталову, сыгравшему там одну из главных ролей, было тогда 30 лет. — прим. ed.)

Это было невероятно! — Продолжает Меньшов. — В это время мы разговаривали, обсуждали, кого еще можно попробовать на Гошу, и вдруг… Глазом косились в телевизор, и, я помню, мы оба на другие режиссер ошалело друг на друга посмотрели: «А почему не Баталов?» — сказали мы в голос. Вот это был самый счастливый момент для меня, фильм «Москва слезам не верит», для партнеров, так и для самого Баталова, как позже оказалось. Но когда я пришел к любимейшим своим покровителям, известным сценаристам Юлию Дунскому и Валерию Фриду, и сказал им, что Баталова я хочу взять, они даже как-то поморщились: «да ладно вам, Володя, это уже использовался материал». Но мы и это освоили.

Баталову тогда было около 50, и он действительно уже из кольца вышел. Я вызвал его. «Ну, давайте, присылайте сценарий» — довольно равнодушно сказал он. Мы направили. Потом он отзвонил: «вы Знаете, сценарий хороший, но я занят, болен…», в общем, вежливые формы отказа. Я, расстроенный, повесил трубку, однако, понял, что, может быть, Гошу нужно искать среди поколения Баталова. А мы-то хотели, чтобы он был как минимум на 10 лет моложе, как 40-летний человек, 35-летний даже. Тогда я уже начал думать о других кандидатурах, но, как ни странно, почти ночью, в 12 часов, раздался звонок: «Здравствуйте, это Баталов. Вы знаете, я думал, что гори они синим пламенем, все эти мои вещи, пусть я буду удалены от вас». Это судьбоносное решение Баталова и судьбоносный для фильма звонок.

Дальше начались съемки, и каждый раз присутствие Баталова на местах, поднимало весь уровень кинопроцесса. Идет Баталов, пришел Баталов, начал играть Баталов — все вокруг замирало. Больше, чем это, власть на местах не было ни Муравьева, ни Алентова, ни Фатюшин не были звездами калибра. А он был звездой высокого полета, что называется. Но я столкнулась с тем, что в Алексее Владимировиче решительно никакой звездности не было. Я помню, один из первых съемочных дней. Мы снимали что-то на месте, в Москве. Он приехал на своей «Волге». Я сел к нему в машину, и мы начали говорить. Не о фильме, а не о Гоше — о МХАТе. Он мхатовец, как и я, что это не просто, но проросший корнями в этот большой театр. Закончил среднюю Школу-студию МХАТ. Его отец Владимир Баталов слишком много работал во МХАТе, был близким помощником Станиславского. Его родной дядя Николай Баталов, замечательный актер, который еще в «Путевке в жизнь» играл. Николай Баталов был женат на большие Андровской, Алексей Владимирович назвал ее тетя. А еще недалеко от его родственников-Виктор Яковлевич Станицын, один из главных актеров МХАТа второго поколения. Все эти люди, бывшие для нас легенда, были для Баталова или родственниками или людьми, которые трепали его по волосам, гладили и говорили: «Как ты, Алекс?» Он вырос во дворе Московского художественного театра, провел там детство, пока не переехал с матерью на Ордынку. В общем, у нас было о чем поговорить.

Поэтому, когда в очередной раз мы сидели у него в машине и сказал, что я ему пожаловался: «у меня есть проблема, девушка, актриса, которая должна играть Александра (а это Наташа Вавилова, который к тому времени я уже снялся в «Розыгрыше»), отклоняется. Вместо этого, родители ей запретили». Да, они же хотели, чтобы Наташа стала дипломатом, а не артисткой. Вдруг Баталов с мальчишеским азартом говорит: «Да поехали, — адрес знаешь?» Мы поехали на его «Волге» в перерыве между съемками, и звонок в дверь. Открывает мама. Она сразу ошалела я Баталов к ней приехал! Стоит в костюме, в куртке, в кепочке, ну как в фильме: «Здравствуйте, меня зовут Алексей Владимирович, может пройти?» — «Пожалуйста». — «Вот, у вас есть дочь, мы хотим, чтобы он играл, а она…» А Наташа Вавилова сидел в соседней комнате, как испуганная мышь. Пришел папа, мы все вместе болтали… Ну как они могли себе отказать Баталову? И Наташа стала удален.

С Верой Алентовой в «Москва слезам не верит», 1979 г.

Баталов-режиссер: человек мягкий, но…

…Часто забывают, что Баталов выступал и в режиссерском качестве, поставив три фильма, и довольно популярным — это «Шинель» с Роланом Быковым, «Три толстяка» по Олеше (где я и играл), как и «Игроки». Фильм вышел в период с 1959. до 1972 года. А дебют «Шинель», как нам поведала вдова Ролана Быкова Елена Санаева, в начале, не замышлялась как полнометражная лента.

— Баталов не закончил режиссерского факультета, — говорит она, — решил попробовать. И благодаря тому, что на поле они с Роланом очень вместе начали работать, стали много изобретать, рис и превратился в настоящий фильм, в начале был задуман гораздо короче. Что говорить, Баталов — это многолетний лидер нашего кино, мне очень жаль его дочь Маша, которая осталась без серьезной поддержки.

Вот общий план дает киновед Кирилл Разлогов:

— Понятно, что Алексей Владимирович воспринимает как режиссер только в третьем ряду, позади-чтобы стать актером, а себя-педагога. Он был человек очень мягкий, общительный, с уважением относился к другим людям, и все это за режиссер — и плюс, и минус. Потому что его режиссерские работы классичны и академичны в хорошем смысле этого слова, они получают возможность открыть актерским дарованиям. Если мы говорим об историческом значении — то, что им иногда не хватает остроты, полемичности, того, на что обычно обращают внимание. Но что касается культуры, режиссуры, как профессии, здесь Баталов идеально.

Киновед уверен, что Баталова сформировала эпоху оттепели, что это отразилось и на режиссерских работах, потому что они не несут на себе отпечаток кризиса общества в более поздний период.

— Баталов провел в то время, когда снова выросли в цене на человеческое измерение дискурса о человеческих качествах, в отличие от символической и жесткие цвета, отличавшим советский фильм классического, послереволюционного периода. Здесь наложились два компонента — традиция русской литературы, от Толстого до Достоевского, и атмосфера общего подъема расплава. Не случайно, лучший фильм с его участием «Летят журавли», которая стала знаменитой и в России и в мире, несет в себе черты общечеловеческой драмы. Ну и вторая его главная роль заключается в из самых популярных в фильме «Москва слезам не верит» тоже привносила это жизнеутверждающее начало, которое находится в противоречии с кризисом в мире. То есть каждая его роль становится символичной, хотя играл персонажей из разных социальных слоев общества, оставаясь при этом самим собой…

Баталов-педагога: один голос чего стоит!

С самого утра и до размещения текста мы обрывали телефоны работников, и самого ВГИКа, где Баталов много лет был арт-директор работают факультета. К нашему удивлению, почти все отказались, что говорят о нем, ссылаясь на занятость: «вы Понимаете, сейчас идут экзамены, все смотрят спектакль. Может быть, декан факультета работают Елена Евгеньевна Магар что-то сказать? Подождите, пожалуйста. (Проходит минута. — «МК».) Нет, она сейчас идет обсуждение спектакля. Извините, все заняты!» Мне, прости, но Баталов — вряд ли.

На связь вышел профессор факультета работают ВГИКа Владимир Грамматиков: «Мы постоянно задаемся вопросом, кто такой интеллигент? Это точно, Алексей Владимирович! Он был глубоко интеллигентным человечком по своей природе. В нем умещались высочайшая культура и добропорядочность. Эти черты проявлялись в своей педагогике. Он разрабатывал свои чувственные методы в работе со студентами. На каждый Алексей Владимирович относился дружелюбно. В целом доброта окутывала все, что бы он ни коснулся. Один его голос чего стоит! Бархат. Когда они его слышали, проникались доверием к говорящему. Баталов фантастика распахнутым человеком. Печально, что такие высоконравственные люди от нас уходят».

фото: Александр Корнющенко
Алексей Баталов представляет кинофестиваль «МК».

Баталов-мемуарист: «Мое детство пронизано запах керосина»

Баталов — блестящий, очень тонкий мемуарист, чувствует себя фразы из его книги «Судьба и ремесло» (1984 год) и «Сундук артиста» (2016 год):

«До войны, в связи с тем, что моим отчимом стал Виктор Ефимович Ардов, я оказался в доме, где кроме уже известной матери друзей из МХАТа постоянно были актеры, певцы, художники и обязательно писатели. Как могли, взрослые, подменяя друг друга, развлекали нас всякими чтениями, играми и рассказами. Так что в роли Арины Родионовны он был в самые неожиданные люди».

«Война опрокинула жизнь, когда мы были еще детьми… Вероятно, для старухи мы до сих пор так и остаются мальчиками и девочками. Но детство, вернее, все, что было укладом мирной жизни, переломилось, как сук, и мы оказались на земле, в кругу настоящих взрослых болезней, трагедий, дел и забот. Вот почему и мое календарное детство так резко делится на двоих. Один — много света, заботы бабушек и дедушек, радостным ожиданием лета в деревне или снега в Москве; и второй — пронизанное постоянной тревоги, переездами с места на место, запах керосина, и, что самое главное, простуды, неудержимо проникающим через замороженные окна, через все на свете щели, через одежду и драные ботинки. Мучительное ожидание тепла так изматывало, что когда наконец лето перешел и к эвакуированным, радоваться ему уже не было ни желания, ни сил».

«Если сразу картина или роль не интересует меня, дальнейшее углубление, изучение деталей только ухудшает дело, словно нечистая сила подталкивает меня искать все то, что укрепляет мою неприязнь и подтверждает первоначальное мнение. И, напротив, если первое общее впечатление увлекает, все будто нарочно сходится к нему, и каждая деталь находит свое место. То в работе я более всего боюсь за частностями потерять это первое впечатление. А если каким-то образом, я теряю его, или вынужден его изменить, я чувствую себя совершенно беспомощным».

«Когда Иосиф Ефимович Хейфиц дерзнул попробовать меня на роль Гурова для чеховской «Дамы с собачкой», в кулуарах студии тотчас выстрелил ураган недоумений, несогласий и разочарований… мне очень хотелось работать над этой ролью и потому, что Чехов, и в силу моей неразрывной связи с Художественным театром, и, наконец, потому, что Гуров, как материал, давал возможность перейти в другое амплуа, в круг совсем иных человеческих переживаний. Это причина, почему я стремился преодолеть все, что отделяло меня от роли и как-то могло смущать Хейфица. Прежде всего я отпустил бороду и стал больше сутулиться, чтобы убедить противников моего возраста в пригодности по годам. Для проб я выбрал туфли большего размера, чтобы ноги и походка казались посолиднее, тем труднее… На безымянном пальце появилось кольцо, разработан, по крайней мере, сколько-то культивировать мои привыкшие к грязным инструментам руки».

«Не знаю, как то возник бы моя киносудьба, если не ошеломляющее предложение Марка Семеновича Донского пробоваться на роль Павла Власова. Потрясающий потому, что и в театре, и раньше, в студии, и в фильме, я ничего из этого не сделал, и даже не хотелось делать. В нашем говоря, Павел совершенно разные роли. В любом случае, нужен герой, и я никаких таких черт за собой не замечал, и на эту роль никогда не была подготовлена. Тем не менее, все эти противопоказания являются самой завидной приманкой, так как он дал возможность, чтобы не повторять Журбина. Я не мог Донского, понял, что это мой личный эксперимент, может стоить ему слишком дорого, и отказался. Но Донской снова призвал меня к себе и несмотря на мое «чистосердечное признание», решил рискнуть».

«Мне кажется, что как раз в творчестве духовный мир, человеческое содержание, убеждения проявляются гораздо точнее и глубже, чем в повседневной жизни. Так же, как и в бою, когда все вокруг, и сама жизнь сжимаются в одном мгновении, в одном порыве, так в истинном исполнении концентрируется все самое важное, наиболее яркое, что скрыто в человеке».

Скандал с соседкой: артиста подставили

Напомним: весь сыр-бор начался клочка земли в элитном подмосковном поселке Переделкино. Один га земли, кстати, стоит здесь около двух миллионов рублей! Сосед Баталова ювелир Вадим Эльгардт отобрал у него было несколько гектаров земли и построил там баню. Воспользовавшись доверием народных исполнителей, Вадим попросил у него автограф, и, как позже выяснилось, старший Баталов расписался на дарственной, по которой часть земли отходит Эльгардту.

Земельный участок в Переделкине Баталов давно переписал на свою младшую дочь Марию, которая с детства по вине врачей прикована к инвалидному креслу. Судебный процесс длился несколько лет и очень испортили здоровье исполнителя. После волны, поднятой журналистами, делом заинтересовался Следственный комитет РФ и Баталова нашли бесплатного адвоката.

После шестилетних разбирательств Баталов выиграл суд, это произошло четыре дня назад.

Смотрите фоторепортаж по теме:

Умер Алексей Баталов: вспомним лучшие роли исполнителя

20 фото

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Translate »