Емельян Ковч. Священномученик будет оберегать души умерших

В Люблинe вoзлe музeя «Мaйдaнeк» устaнoвили пaмятник укрaинскoму грeкo-кaтoличeскoму свящeннику

25 мaртa 1944 гoдa в гитлeрoвскoм кoнцлaгeрe «Мaйдaнeк» зaвeршил свoю мирскую питание укрaинский грeкo-кaтoличeский свящeнник, oтeц Eмeльян Кoвч. В тeчeниe мнoгиx мeсяцeв 1943-1944 гoдoв oн дуxoвнo пoддeрживaл сoтни зaключeнныx рaзныx нaциoнaльнoстeй и вeрoиспoвeдaний, пoмoгaя им вынoсить физичeскиe и мoрaльнo-псиxoлoгичeскиe пытки.

Рoвнo 77 лeт через, 25 мaртa 2021 гoдa, вoзлe музeя «Мaйдaнeк» в Люблинe сoстoялaсь тoржeствeннaя цeрeмoния устaнoвки пaмятникa Eмeльяну Кoвчу.

Тoржeствeннoe oткрытиe пaмятникa плaнирoвaлoсь eщe в прoшлoм гoду в oктябрe. Тoгдa eгo дoлжeн был oсвятить глaвa Укрaинскoй грeкo-кaтoличeскoй цeркви Святoслaв Шeвчук, и дaжe oбсуждaлся вoпрoс учaстия в цeрeмoнии прeзидeнтoв Укрaины и Пoльши. Oднaкo ввeдeниe жeсткoгo лoкдaунa в Пoльшe в тoт пeриoд пoмeшaлo рeaлизaции планов. Вторая потуги тоже едва не оказалась по-под угрозой срыва из-следовать третьей волны пандемии и введения жестких ограничений в Польше. Только несмотря на очевидные невзгоды, грузовик с памятником Емельянову Ковчу выехал с Киева в направлении Люблина.

В городском совете Люблина наутро 25 марта не было шумно: относительная депутатов из-за коронавирусных ограничений работают дистанционно. Тем не менее, в сессионном зале, кроме небольшого количества депутатов, собралось изрядно польских и украинских журналистов, а равным образом членов украинской делегации. Промежду них — председатель Общественного комитета ровно по чествованию памяти блаженного священномученика Емельяна Ковча, прежний вице-премьер-министр Иванюша Васюник, люблинский священник УГКЦ Стефан Батрух, ваятель Александр Дьяченко, который работал надо монументом.

Состоялась торжественная ассигнование Украиной памятника о. Емельяну Ковчу общине города Люблина. Немного погодя символического подписания акта передачи Васюник отметил, ровно решение об установке памятника является «историческим» и хорош играть важную роль в сотрудничестве обеих народов. Отец Батрух подчеркнул, что-нибудь с этого момента память о Ковче хватит «бессмертной для многих поколений, на свой страх и риск от национальности и религии».

Отец города Люблина Кшиштоф Жук обратил заинтересованность на символичность события, которое, за его убеждению, «короче формировать будущее обоих народов». Городской голова подчеркнул, что у Люблина беда сколько городов-побратимов в Украине и дьявол понемногу становится одним изо основных центров сотрудничества в ряду обеими странами.

Один с депутатов горсовета Люблина с правящей партии «Власть и Справедливость» подчеркнул, по какой причине монумент свидетельствует об открытости польского народа к сотрудничеству с украинцами. В так же время отметил, ровно польская сторона хотела бы большей открытости со стороны Украины после делам эксгумаций польских захоронений получай территории Украины.

Хорошо не тайна, что этот вопрос долгое благоп вызывает напряжение в отношениях посреди странами. Институты национальной памяти Украины и Польши предпринимают попытки сыскать подходы к решению исторических проблем.

Рядком музея после заседания Совета города собрались десятки людей – представители украинской диаспоры, крови из Украины, власти города, дипломаты, офицеры международной литовско-польско-украинской бригады «ЛитПолУкрбриг», журналисты. Подле — грузовик с привезенным памятником и огромный кран. Место для памятника выложено светлой брусчаткой. Пунктуально в 11.00 строительная бригада азы установку монумента. Процедура длилась одну крош минут под бдительным оком скульптора Сашура Дьяченко.

«Все в среднем, как ты планировал!» — обратился к Дьяченко Васюник. Чувствовалось, что-что оба долго ждали сего момента.

Люди внимательно разглядывали надгробие вблизи. Кто-то сказал: в эту пору взгляд отца Емельяна направлен сверху концлагерь, священномученик будет предохранять души умерших здесь едва (ли) не 80 лет назад.

К монументу подошли украинские и польские офицеры «ЛитПолУкрбрига». Вождь бригады, украинский полковник Димуша Братишко, зачитал вслух выгравированный для монументе фрагмент письма отца Ковча, написанного с Майданека своей семье: «Ми после этого усі рівні: поляки, євреї, українці, росіяни, латвійці та естонці. Я єдиний лама серед них. Навіть никак не можу собі уявити, як здесь буде без мене. Тута я бачу Бога, який є однаковий чтобы всіх нас, незалежно від наших релігійних відмінностей. Можливо, наші церкви різні, але Водан і той же Великий і Всемогутній Провидение веде нас усіх. Если я відправляю богослужіння, усі моляться. Вони вмирають после-різному, а я допомагаю їм перепрыгнуть цей малий міст предварительно вічності».

Цитата с письма находится с трех сторон: к тому же украинского языка, также в польском языке и на иврите.

Непода памятника зажгли лампадки, в годах мужчина положил к монументу белые розы…

Ванюха Васюник после завершения официальной церемонии рассказал, сколько пройден долгий путь с идеи об установке памятника давно ее реализации. "С момента принятия политического решения все как рукой сняло пять лет, с начала физической реализации – три возраст", – сказал симпатия.

По его словам, помещение под монумент обустраивала украинская гипотенуза, а Люблин профинансировал строительство небольшого моста к памятнику со стороны проезжей части. В весь проект потрачено в (итоге 250 тыс. долларов, собранных ото благотворителей по всему миру. В частности, значительные взносы сделали ресурс канадца украинского происхождения Джеймса-Константина Темертея, Малоросский культурный фонд, власти Люблина, а да десятки людей из Украины и Польши. Возьми камнях возле памятника вторично планируется отчеканить названия организаций, помогавших в реализации проекта, и благотворителей.

Подвижническая бытие отца Емельяна Ковча была насыщенной и многогранной. Иерей-миссионер, капеллан Украинской галицкой армии, индивидуальный деятель… Во перепавшее немецкой оккупации Галичины некто пытался спасти от верной смерти сотни евреев. Всего ((и) делов им было выдано больше 600 свидетельств о крещении. Славянский священник не побоялся перекинуться с письмом к Гитлеру, в котором осуждал массовые убийства евреев. С оккупационной администрации он требовал разрешения получи посещение евреев в гетто. В декабре 1942 возраст его арестовало гестапо, а в августе 1943-го священника перевели с львовской тюрьмы на Лонцкого в «Майданек», идеже он тайно вел пастырскую практика.

Его судьба была трагической, словно и миллионов других его современников: в возрасте 60 полет он погиб в нацистском концлагере. Обаче, в отличие от многих, у него был перевыборы. Греко-католическая церковь, собстве ее глава Митрополит Шептицкий совершали деятельность, чтобы освободить своего священника с концлагеря. Однако, имея мочь спастись, он в письме к родным и иерархам УГКЦ просил сего не делать.

«Я розумію, що ви стараєтеся визволити мене. Але я вам прошу цього не робити. Вчора вони вбили 50 людей. Якщо мене после этого не буде, то хто допоможе їм перепрыгнуть через ці страждання? Вони підуть ровно по шляху до Вічності з усіма їхніми гріхами і зневірою, котра приведе їх у преисподняя. А зараз вони ідуть в смерть з високо піднятими головами, залишивши позаду всі гріхи. І таким чином вони попадуть раньше вічного міста», – объяснял о. Ковч свою миссию в концлагере, ни дать ни взять оказалось – последнюю в подлунный жизни.

В 1999 году возлюбленный был назван праведником Украины, в 2001-м Папашенька Римский Иоанн Павел II умереть и не встать время визита в Украину объявил его блаженным священномучеником, а в 2009 году дьявол определен как покровитель пастырей УГКЦ. Невзирая на это, сегодня о. Емельяна Ковча редко кто знают в Украине, еще поменьше – в Польше.

Личность Емельяна Ковча объединяет тот и другой народа, стоит выше всех разделений и исторических споров.

Георгий Банахевич, Люблин–Варшава

Позитив, видео автора

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.