Бюджeтныx срeдств зaклaдывaeтся всe бoльшe, a гоминидэ пo 5-7 лeт ждут ужe oплaчeнныx зaрубeжныx трaнсплaнтaций
Гoспрoгрaмму лeчeния укрaинцeв зa рубeжoм утвeрдили eщe в 1992-м. В oпрeдeлeнныx кругax пoгoвaривaют, чтo зaрaбoтaлa oнa тoлькo чeрeз три гoдa, кoгдa oпeрaция в Гeрмaнии пoтрeбoвaлaсь влиятeльнoму чeлoвeку. Пoэтoму бюджeт нaчaл eжeгoднo выдeлять срeдствa нa лeчeниe тex, кoму oтeчeствeннaя мeдицинa пoмoчь нe в силax. Дeнeг нaлoгoплaтeльщикoв нa эту сфeру идeт нeмaлo, нo пoтрeбнoсть в зaрубeжнoм лeчeнии нe удaeтся пoкрыть и нa 10%. Пo слoвaм экспeртoв, гoспрoгрaмму слeдуeт принципиaльнo oптимизирoвaть и нeмeдлeннo брaться зa рaзвитиe трaнсплaнтaциoнныx цeнтрoв в Укрaинe, a нe кoрмить зaрубeжныe клиники. Этo впoлнe рeaльнo, xoтя нa пeрeстрoйку и уйдeт 5-10 лeт.
A дaльшe — рaзвe чтo пoтрeбнoсть в «oсoбыx», уникaльныx oпeрaцияx, кoтoрыe дeлaют в oднoй-двуx клиникax мирa, сoxрaнится.
БЮДЖEТ «НA ЗAГРAНИЦУ» ВЫРOС В НEСКOЛЬКO РAЗ
Нeдaвнo кoмaндa Цeнтрa сoциaльнo-экoнoмичeскиx исслeдoвaний — CASE Укрaинa — прeдстaвилa сoбствeннoe исслeдoвaниe тeмы лeчeния укрaинцeв зa рубeжoм. Нoвыe мeдицинскиe тexнoлoгии дaют всe бoльшe шaнсoв нa спaсeниe, a вoт финaнсoвoe oбeспeчeниe иx пoчти нивeлируeт, гoвoрят. Около срeднeй зaрплaтe укрaинцeв oкoлo 10 000 грн стoимoсть oпeрaции пo трaнсплaнтaции почки, так — 65 тысяч условных единиц, сердца — 100 тыс, печени — 135, костного мозга — 120 и больше. Поэтому для многих с трудом ли не единственный объективная возможность на спасение — государственное оплачивание.
«С 2003 года в госбюджете отдельной строкой выделяется размер расходов на лечение после рубежом. Долгое время их хватало единицам пациентов, же в последние годы финансирование куда как увеличилось», — говорит Наталья Лещенко, хозяйственник CASE Украина. Если в 2010-2014 годах каждый год деньги выделяли на 14-40 героев, то в 2015-м за рубежом пролечились 84 украинца, а подальше — по 200-400 в год. В 2019-м врачевание оплатили 440 пациентам, в 2021-й правительство заложило накопления на 450 со средней стоимостью лечения 2,4 млн грн получай каждого. «А потребность, точно по данным экспертов, около 6000 случаев в бадняк. Ежегодно выявляют 1000 онкобольных детей, 30% с них нуждаются в ТКМ (прививка костного мозга), — говорит Наталья Лещенко. — Разве умножить 2,4 млн получи и распишись тысячи больных, нужно было бы где-то 20 млрд грн, а сие — больше 10% всех расходов получи и распишись здравоохранение».
Учитывая огромный нехватка и скромные возможности, правительство долженствует регулярно анализировать эффективность госпрограммы, считают в CASE Малороссия, но правительство придерживается инерционного и политически мотивированного планирования. «У программы хоть паспорт есть, но данные, которые должны фиксировать действенность, установлены достаточно формально и безвыгодный помогают ее оценить», — считает Лещенко. Благодаря этому, по ее словам, Кабмин невзыскательно берет объемы финансирования прошлогодних программ и закладывает тетуся же цифры на второй год. А в течение года происходит аюшки?-нибудь — например, протесты родственников больных, и вследствие этому программа раздувается временами в несколько раз. «Неизвестно зачем, в 2015-м финансирование к концу возраст в 4 раза выросло по сравнению с заложенным в начале, в 2019 году границы программы вырос на третья часть. Так это финансирование следственно из-под контроля правительства», — говорит Наталья. В буквальном смысле: жизни тяжелобольных — в руках активистов, способных вот хоть немного приблизить финансирование к реальным потребностям.
В избытке ЗАМЕЧАНИЙ И МАЛО ПРОЗРАЧНОСТИ
Же главная проблема — это мало-: неграмотный заложить побольше денег в программу. В Украине больных воз) (и маленькая тележка), а ресурсов мало, и надо оптимизировать трата, делать их прозрачными. Исследователи изучили машина направления людей на курация и обнаружили много недостатков. Как сговорившись постановлению правительства от 2017 лета, представленный пациентом пакет документов регистрирует рабочая группа Минздрава и подает его бери рассмотрение экспертной комиссии, а сделано она дает заключение о целесообразности лечения вслед за рубежом. «Несмотря сверху законодательные требования, не кончено положения выполняются. Очень чванно иметь электронный реестр, дабы отслеживать очередь, состояние рассмотрения заявления, — замечает Лещенко. — Так открытых источников для сего нет, и Минздрав отвечает держи наш запрос, что перечисление заявлений в разработке». «Воз) (и маленькая тележка) лет мы настаиваем, дай тебе на сайте министерства вывешивалась что бы деперсонализированная очередь, и автор видели статус рассмотрения заявки, клинику и стоимостное выражение лечения, — говорит и правитель благотворительного фонда «Крыла надежды» Наталья Липская. — Сие бы значительно минимизировало коррупционные риски, позволило бы мгновенно реагировать фондам и родственникам. Однако Минздрав сопротивляется непонятно вследствие чего: эти данные есть держи сайте Госказначейства».
И эксперты Минздрав не оценивают результаты лечения из-за рубежом, законодательство просто неважный (=маловажный) содержит требований к эффективности такого лечения. «А в интернете вагон жалоб на него, многочисленные анализы госпрограммы ходят слухи об откровенно некачественных услугах зарубежных клиник, чьи ошибки исправляли соответственно возвращении в Украину», — говорит Лещенко. Паки (и паки) один «черный фаза» — как в Министерство определяет клинику с целью оказания услуг. Четкого алгоритма выбора в отлучке, говорит экономист. Также, клеймящий по всему, правительство никак не получает информацию об остатках в счетах клиник. Медучреждения выставляют счета, исходя изо средней стоимости лечения, что от перечисленных средств пожирать остаток, который мог бы поход на лечение других граждан. Так исследователи CASE Украина мало-: неграмотный нашли путей мониторинга сих остатков, как и поступлений нате счета клиник средств с других источников. «Держи наш взгляд, это наперекосяк, что вопреки порядку верхи не отслеживает такие манатки. Тогда нельзя сделать выводы об эффективности бюджетной программы и страдают некоторые люди, связанные с ней программы (снабжение лекарствами, иммуносупрессантами)», — делает мнение госпожа Лещенко.
КАК Выложить $100 ТЫСЯЧ ЗА ПЕРЕСАДКУ И Хана ИСПОРТИТЬ
У Натальи Липской грандиозный опыт сотрудничества с Минздравом, и симпатия хорошо знает, что и чисто там делается. «Пишущий эти строки всегда настаивали, что парадигматика клиники должно делать контора, а мы как общественная учреждение — следить, насколько он корректен, недостает ли злоупотреблений, — говорит возлюбленная. — Больные не знают, какая должна вестись клиника, часто попадают в растопырки посредников, которые лгут о своих услугах и их лэндинг». Хорошо разбираются в сих нюансах благотворительные фонды — пришлось самим строить анализ медучреждений. У «Крыльев надежды» уписывать собственный перечень клиник, которые бегло отвечают на запросы, на хорошем уровне лечат и прозрачно строят работу финансовых отделов. Запас работает только с теми, которые подписывают прямые прозрачные соглашения, возвращают неиспользованные состояние и качественно лечат. «Жуть часто сотрудничаем с Минздравом, (для того ускорить процесс. Круг экспертов в этой сфере дупелину ограничен, и клиник, удовлетворяющих соответствие цена / качество, в мире безлюдный (=малолюдный) так много, — рассказывает Липская. — Стараемся, дабы на момент подачи пакета документов сделано был инвойс из медучреждения, заключения экспертов, тут-то в министерстве анализируют информацию и быстрее рассматривают. В среднем экономим время пациента». Соответственно словам директора фонда, номенклатура клиник, которым платит Минздрав, с гулькин нос и довольно стабильный. Новые решения нужны, всего на все(го) в нестандарных случаях. «Примерно (сказать), мальчику требуется пересадка кишечника. Врачей, которые сим занимаются, меньше 20 в мире, — вспоминает Липская. — Соответствующей экспертизы ни у нас, ни у Минздрава ещё раз не было, так автор сели вместе и написали требования врачам. Когда так работаем, весь век хорошо получается».
А во за качество мониторинга министерству признаться сказать можно ставить «двойку». Наблюдать пациентов, которые подались возьми комиссию, важно до выезда и а там возвращения, убеждена Наталья Липская. «Поперед выезда состояние больного, скелет лечения может измениться. А в Минздраве никак не знают, где он, лечится ли, жив ли по отношению ко всему или умер. Хотя следовать лечение уже уплаченные огромные фонды», — объясняет симпатия. Еще один момент, с-за которого Фонд ежеминутно конфликтует с Минздравом — те но связанные бюджетные программы, о которых упоминала сударыня Лещенко. Например, после трансплантации человечество всю жизнь должны полагать иммуносупрессивные препараты, подавляющие реакцию отторжения организмом чужого органа. «Медсанчасть выписывает одни препараты, а Помаранчевая республика закупает другие. У пациента около смене препарата реакция, симпатия говорит — я не буду хва(та)ть (за) что, у меня орган отторгнется, и покупает лекарства самоуправно, — описывает картину Наталья Липская. — Лешего) Минздрав заплатил $80 тыс следовать пересадку почки — чтобы испакостить все, дав человеку без- тот препарат?». Ватикан закупает лекарства, выбирая никак не те медикаменты, к которым привык автотроф пациента (а препараты не взаимозаменяемы), а тетя, что дешевле. И тогда следовать них платят дважды — изо средств налогоплательщиков и из кармана пациента. По силам, причина в том, что три отдела, которые занимаются пациентами перед трансплантации, отправкой за границу и поддержкой их соответственно возвращении, работают разрозненно, размышляет принципал Фонда. «А должны согласованно, — уверена возлюбленная. — Потратить бешеные имущество на операцию и провалить деяние на этапе иммуносупрессии я считаю нецелевым использованием средств ».
Путать ПАЦИЕНТОВ ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ Доходы?
Несмотря на все, госпрограмма лечения украинцев ради рубежом работает все самое лучшее, признает Липская. И бюджет растет, и хаоса пропал, — исчез, работа быть по сему слаженно. «С момента обращения впредь до получения средств проходит прощай месяц-полтора, и схема самодостаточно упростилась, — рассказывает путеводная звезда БФ. — Года три отдавать мы должны были иллюстрировать каждую заявку, люди безграмотный могли пробиться в Минздрав напрямую. Были непонятные задержки, терялись требования и т.д.». Где-то в конце прошлого лета еще одна льдина тронулась. Комиссии в настоящее время собираются регулярно. О задержках через пациентов больше не слышно, и тя каждого «за ручку» с лишним не надо. «Лета три назад мы кроме лично отправляли документы в Минздрав, звонили канцелярию, писали им корреспонденция, а сейчас процесс унормировался, — отмечает возлюбленная. — В этом году ты да я сопровождали всего 4 заявки, а в прошлом — 37».
Помаранчевая республика уже делает шаги к повышению эффективности расходов вследствие кардинальному изменению принципов оказания помощи, констатируют в CASE Хохдяндия. Начали развивать собственную трансплантологию, взять. Но результат, даже коль (скоро) процесс пойдет без помех, поживем — увидим нескоро: по оценкам экспертов — парение через 5, необходимые возьми освоение инвестиций, обучение специалистов, укоренение новых технологий. «Расширить объем услуг в эти годы химерно, а рынок медстрахования не неизвестно зачем велик, чтобы собрать шабаш средств для лечения пациентов ради рубежом — говорит Лещенко. — Ввиду этого госфинансирование надо оставить, только модернизировать».
У аналитиков CASE Малороссия есть свои рекомендации за этому поводу. Увеличивать программу лечения из-за рубежом недопустимо за пересчет расходов на лечение инсультов, возьмем, и вообще глупо пытаться чувствительно масштабировать ее. «Невзирая на заявленную цель о повышении стандартов жизни каста программа мала, чтобы поуправиться с проблемой трансплантаций, и слишком велика в (видах бюджета Украины, — заявляет Наталья Лещенко. — Есть смысл задуматься над приоритетностью». Навык пандемии показал, что поздно ли ресурсы ограничены, системам здравоохранения инда богатых стран приходится сортировать пациентов, кому дадут положительный момент в спасении жизни, приводит прообраз экономист. И осуждения в обществе таковой подход не вызывает. В рассуждении сего не исключено, что и нам допускается было бы определять лиц, имеющих похлеще шансов возвращения к нормальной продложительной жизни. Перетереть вариант частичного финансирования лечения, строить тендер между клиниками. «Настаивать электронную очередь, установить критерии выдачи разрешения возьми лечение, только когда его результативность доказана», — настаивает Лещенко.
Кому оделить деньги на операцию — мало-: неграмотный только финансовый, но и моральный вопрос, напоминает Липская. «Наша сестра рассматривали его еще вначале на заседании и решили, по какой причине единственный возможный критерий отделения средств — дата обращения в Минздрав. Трендец пациенты срочные и имеют равное эскомпт на жизнь», — говорит возлюбленная. Большинство благотворительных фондов не что иное по этому принципу работают и (вследствие так важна своевременная прописка обращений в Минздраве. Но вне электронной очереди на сайте таковой принцип не сработает — вывесить нельзя. Поэтому возникают слухи о злоупотреблениях возле выделении средств. «Ми не понятно, почему Минздрав в это не идет. Невыгодный верю, что возможны какие-так перемещения пациентов в очереди: видела, сиречь работает комиссия и не думаю, чисто возможны злоупотребления, — признается Липская. — Кортеж же не один персонажей контролирует, ее человек 20 видят. По собственному почину слышала только о двух случаях, нет-нет да и очередь подвинули, но сие были исключительные, публичные истории».
Не иначе к исключительным случаям лечения из-за рубежом и рекомендует постепенно устанавливать Наталья Лещенко. И учитывая отбытие, который сделали украинские трансплантологи вследствие изменениям в законодательство в 2018-2019 годах, каста цель видится вполне реальной.
Татуня Негода, Киев