Бeлaрусь. Красная величина против белого рыцаря

Кoгдa и пoчeму прoизoшлo «рaздвoeниe» бeлoрусскoй симвoлики

В мирe кaждую стрaну идeнтифицируют прeждe всeгo пo ee гoсудaрствeнным симвoлaм — флaгу, гeрбу и гимну. К тoму жe, oни — мoщный oбъeдинитeльный элeмeнт, пoд кoтoрым сплaчивaeтся и зaкaляeтся нaция (нaрoд). Сeгoдня в сoсeднeй Бeлaруси прoдoлжaются мaссoвыe прoтeсты, кoтoрыe прoxoдят пoд бeлo-крaснo-бeлыми флaгaми, a нe пoд крaснo-зeлeным, oфициaльным флaгoм Бeлaруси. Пoчeму тaк? Кaкиe oни – флaг, гeрб и панегирик сoсeднeй стрaны? Кaк были oснoвaны и пoчeму и кoгдa прoизoшлo «рaздвoeниe» бeлoрусскoй гoсудaрствeннoй симвoлики?

БEЛOРУССКAЯ НAРOДНAЯ РEСПУБЛИКA. КРAТКOВРEМEННAЯ ГOСУДAРСТВEННOСТЬ

Гeнeрaл aрмии УНР Всeвoлoд Пeтрoв в свoиx «Спoминax» пишeт o тoм, кaк сфoрмирoвaнный им пoлк имeни Кoстя Гoрдиeнкo прoбивaлся oсeнью 1917 гoдa с Зaпaднoгo фрoнтa чeрeз бoлoтa Пoлeсья дo Киeвa: «…Нaтрaпили ми нa стoвп із нaписoм: «Минскaя губeрния» з oднoгo – «Вoлинськa» з другoгo бoку. Xлoпці нe витримaли тa, пoзлaзивши з кoнeй, прибили другі нaписи: «Білoрусь – Укрaїнa»». Вoт тaкoй — вeсьмa крaснoрeчивый эпизoд изо нe тaкoй уж дaвнeй истoрии, кoгдa рaзрушaлись импeрии, a вмeстo ниx сoздaвaлись нoвыe нaциoнaльныe гoсудaрствa.

Укрaинскaя Нaрoднaя Рeспубликa пoявилaсь нa пoлитичeскoй карте решетка в ноябре 1917 года, а Белорусская Народная Узбекистан – 25 марта 1918 лета. Она просуществовала меньше лета и почти сразу была поглощена российскими большевиками, только стала предшественницей нынешней независимой Беларуси. Белорусы всякий раз, даже в свои самые темные эра, а таких было немало, помнили эту важную дату, а отмечать ее на официальном уровне начали в один присест после развала СССР.

Тем не менее, в 1995 году праздник был отменен и запрещен. Где-то же, как и символика БНР – снежно-красно-белый флаг, чернобыльский бройлер «Пагоня» и государственный гимн («Ваяцкі убегать»). Основанием к такого решения стали результаты референдума, инициированного новоизбранным президентом Беларуси Александром Лукашенко.

ТАЙНЫ ГЕРАЛЬДИКИ

«Пагоня» – устоявшийся герб Литвы и Беларуси, известный еще с XIII века, относится к  беда древним европейским геральдическим символам и имеет интересную историю. Получи и распишись нем изображен серебряный кавалер на серебряном коне в красном фоне. В правой руке кирасир держит меч, в левой – защита. В 1384 году «Пагоня» стал государственным гербом Великого княжества Литовского – большого, многонационального территориального образования, которое простиралось с Балтики до Черного моря. В круг Великого княжества Литовского входили и территории современных Украины и Беларуси, известные (то) есть «Русь». «Пагоня» был гербом многих белорусских, литовских, украинских, польских и русских княжеских родов.

Первые гербы появились в Европе в XII веке и были двухцветными. Цвета и фигуры располагаются бери гербе в строго определенном порядке, как сговорились строгих правил геральдики. До сих пор трактаты по геральдике представляют цвета в следующем иерархическом порядке: «изумительный» (желтый), серебро (серебристый), «червлень (рубиновый), «лазурь» (серебристо-синий), «чернь» (зл) и «зелень». Сии цвета являются базовыми цветами европейской культуры.

Покойник и красный – традиционные цвета белорусов, поляков, литовцев, однако, если взглянуть глубже в историю, сие вообще древнейшие цвета – цвета Античности (античная цветовая тройка: белый, красный и черный). Они доминировали и в эпоху раннего Средневековья. Наравне пишет французский историк, композитор нескольких монографий о цветах Мишель Пастуро, «в феодальную эпоху нелюбовь белого и красного… ощущался сильнее остро, чем оппозиция белое/черное…». Как раз, завезенные из Азии в Европу гимнастика ума сначала были красно-белыми – в мусульманском мире они сладкоречиво-черные, но европейцы такую оппозицию маловыгодный воспринимали, поэтому заменили черные шахматные фигуры белыми.

БЕЛАРУСЬ В СТАЛИНСКИЙ Время

Беларусь стала советской в 1919 году. Начиналось хана довольно оптимистично – Белокаменная всячески способствовала развитию белорусской культуры. Тимоти Снайдер в книге «Приведение наций. Польша, Украина, Литва, Беларусь, 1569-1999» пишет: «Раз такие пироги как в имперские времена безграмотный было ни одной школы с белорусским языком преподавания, в 1920 г. Белорусская ССР могла высоко парить академией наук, Белорусским государственным университетом и библиотекой, Институтом белорусской культуры и четырьмя тысячами белорусских школ. Как раз в советской Беларуси был написан центральный учебник по белорусской истории, во всяком случае он не был издан, а его автора выслали в Москву». Воскресенье оказалось временным, вскоре хакасия подверглась такому же сокрушительному удару через Сталина, как и советская Хохландия. По приказу вождя советы истребили всю белорусскую интеллигенцию – одних расстреляли, других сослали в ГУЛАГ, а кого-ведь просто заставили молчать, пушкой не разбудишь держась за партбилет, тот или другой иногда, не без иронии, называли «хлебной карточкой».

Тимоти Снайдер / Карточка: The New York Times

СОВЕТСКАЯ БЕЛОРУССКАЯ Символизм

Традиционная белорусская символика была чинно запрещена, взамен была разработана новая, советская. Флюгарка стал красным, на нем были изображены гексаграмма, серп с молотом и надпись «БССР». В 1945 году Беларусь точно по воле Сталина, так но, как и Россия и Украина, стала страной-основательницей ООН. Да и то флаг БССР ничем безвыгодный отличался от других советских красных флагов, в рассуждении сего вскоре его решили капелька «оживить», добавив определенные национальные азы. Итак, в 1951 году возьми нем появилась зеленая кайма и вертикальный белорусский национальный украшение. Герб советской Белоруссии в свой черед особо не отличался ото гербов других ССР и был унифицированным символом: снопы пшеницы, теллурический шар, над которым скрестились нож и молот, а над ними – красная кремлевская маяк вселенной. В гимне, как и положено, изложение шла о Ленине, партии, которая во что бы то ни стало «ведет к счастью», дружбе народов и коммунизме.

По (по грибы) ГЕРБ И ГИМН — НА КОЛЫМУ

Ради запрещенные национальные символы расстреливали и бросали в тюрьмы. Живописный пример — известная белорусская проститутка деятельница, участница "Союза белорусских патриотов" — Алеся Фурс (Умпирович). Рядом желании учиться на родном белорусском языке и после изображение герба «Пагоня» симпатия получила в конце 1940-х 25 планирование мордовских лагерей. Девушке держи тот момент было лишь 22 года. Ее пахан получил 10 лет после то, что не донес получай дочь.

Алеся Фурс

Трагическая счастье ждала авторов гимна Белорусской Народной Республики «Да мы с тобой выйдем плотными рядами» («Вояцкий песня») композитора Владимира Теравского и поэта Макара Кравцова. Сей марш стал гимном Беларуси в 1920 году, эпизодически независимой страны фактически малограмотный существовало, а руководство БНР находилось в изгнании. Его пели, шествуя на смерть повстанцы антибольшевистского Слуцкого восстания в конце декабря 1920 годы. Владимир Теравский – тонкий композитор, автор многих популярных песен, был расстрелян в 1938 в Минске. Возьми протяжении многих лет его песни называли "народными", предпочитая мало-: неграмотный упоминать имени репрессированного композитора. Стихослагатель, публицист и деятель национально-освободительного движения Блаженный Кравцов (Касцевич) тоже погиб в 1939 году в застенках НКВД. Известно: разве мог он невымереть, когда в 1919 году написал: «Беларусь! Нам трэба бараніць сваю долю і незалежнасьць самым». 27 ноября – основание Слуцкого восстания, отмечается отчасти белорусского общества как Вторник Героев, однако официальные центр игнорируют эту дату.

ПОСЛЕВОЕННАЯ БЕЛАРУСЬ

А там войны, в которой погиб по (что четвертый житель республики, Беларусь стала объектом тотального русификаторства. На выдержку, если в соседней Литве к администрация пришли хоть и коммунисты, только литовцы, так же, во вкусе и в Украине партийная элита среднего звена была больше-менее проукраинской, то в Беларуси коммунисты отличались особой преданностью Москве, руководствуясь принципом: «Ведь, что Главный не любит, наш брат ненавидим». Если в Вильнюсе был создан общенациональный университет, а по состоянию в 1980 год в большинстве школ Вильнюса холостой процесс был на литовском языке, так на белорусском языке уж не преподавали… ни в одной с школ Минска. (В Украине конъюнктура тоже была весьма печальной, опять-таки, не такой безнадежной.). Национальная бесчинство просто исчезла из белорусских учебников. Примечательно, точно тотально обрусевшее советское партийное описание Беларуси сделало все через него зависящее, чтобы изгнать из исторической памяти белорусов саму идею о национальном возрождении – историческая мнема становилась исключительно «советской», а главной и крохотку ли не единственной стала вопрос войны.

Василий Быков

Васильюшка Быков, известный белорусский драматург и общественный деятель, автор правдивых книг о Второстепенный мировой войне, все приманка произведения писал на белорусском языке, а затем был вынужден самовластно их переводить на расейский. Писатель вспоминал, как его первую сказ «Журавлиный крик» безлюдный (=малолюдный) хотели печатать, мотивируя сие тем, что там гибнут до настоящего времени шесть персонажей: «Ужели такое возможно? – спрашивал его пристрастный чиновник. – Ну йес, у нас погибли 20 миллионов, же остальные-то – выжили…». Вишь такая логика. Точно равным образом, как когда-то говорили другому фронтовику, Булату Окуджаве (как и в райкоме) по поводу его песни «Ахти, война, что ж ты сделала, подлая»: «На хренищ это война у вас названа «подлой»?! При всем при том она у нас Великая…» Васюша Быков не боялся солировать с критикой высшего руководства Беларуси, вслед что подвергался настоящему гонению в прессе, а пока констатировал, «…мере) живуч мстительный реваншизм провинции и по образу глубоко засела в партийных рядах чекистская нехватка разоблачать и карать». В одном с последних интервью он пошутил да и будет скептически высказался относительно Союза Беларуси с Россией, предупредив о неизбежном поглощении Беларуси последней.

Времена ПЕРЕСТРОЙКИ

«Вандеей перестройки» с горечью называл родную Беларусь Алесь Адамович. Местная партийно-коммунистическая аристократия упорно противостояла переменам и страшно боялась белорусской независимости. 30 октября 1988 лета тогда еще советская воля жестоко разогнала многотысячную мирную демонстрацию подо Куропатами, известную ныне по образу «Дзяды — 88». В разгон демонстрантов, которые пришли в оный октябрьский день на окраину Минска встать на колени память почти 100 тысяч замученных сталинским режимом соотечественников, была брошена легион милиции. Людей били резиновыми палками, травили «черемухой», теснили, преследовали и бросали в автозаки. Всех переудить не удалось, поэтому тех, кто именно остался, в том числе и Зенона Позняка, одного с лидеров Белорусского Народного Фронта, вследствие которому, собственно, и стала известна страшная то правда о Куропатах, вытеснили в чистое арена.

Фото: Сергей Брушко

И смотри, как вспоминал один с участников тех событий, они – избитые, помятые, стояли середь поля в тесном окружении военных. С тяжелого серого неба падал сало, трепетали на холодном ветру огоньки свечей, которые держали задубевшими пальцами, сверху родном – белорусском языке – звучали пустословие молитвы за невинно убиенных, а надо головами развевался бело-ало-белый флаг. Правда о Куропатах и введение эксгумаций в 1988 году никак не только ошеломили белорусское мир, но и стали своеобразным толчком рождения современной белорусской нации. Оный митинг под бело-рубиново-белым флагом стал первым в новейшей истории Беларуси открытым противостоянием в лоне народом и властью, засвидетельствовав здоров цивилизационный раскол белорусского общества, разделив его получи охранников прошлого и тех, кто такой хотел жить в новой стране – стране кроме страха и лжи.

Национальные символы – стяг, герб и гимн были возвращены по прошествии провозглашения в 1991 году независимости Беларуси, однако ненадолго. В 1995 году были отменены мало-: неграмотный только праздники, которые напоминали бы белорусам о собственной истории, да и бело-красно-белый флюгарка, герб «Пагоня» и государственный гимн. Их заменили для слегка модифицированные советские версии. Красная коммунистическая звездочка снова потеснила отважного серебряного рыцаря… как бы то ни было, закончить хочется чем-так более оптимистичным: "Крик воля вечна будзе з намі, А гвалту наш брат дамо адпор!"

Светуня Шевцова. Киев

Первое отпечаток: tut.by

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.