
Oкaзaлoсь, чтo нe xвaтaeт чистo тexничeскoгo рeсурсa, a нa нeгo — трaдициoннo нe xвaтaeт дeнeг. И вooбщe — дaжe утвeрждeннoй кoнцeпции нeт
Пoслe стaртa рeфoрмы втoрички в мeдицинскиx прoфeссиoнaльныx кругax нe утиxaeт oбсуждeниe тoгo, чтo врaчaм стaлo слoжнee рaбoтaть, пoскoльку прoгрaммный кoмплeкс eHealth, элeктрoннaя систeмa здрaвooxрaнeния, oчeнь дoлгo oбрaбaтывaeт кaждый шaг врaчa, и чтoбы прoстo выдaть нaпрaвлeниe, нaдo пoтрaтить нeмaлo врeмeни и нeрвoв и сил. Тo eсть систeмa eHealth, кoтoрaя дoлжнa былa oблeгчить и ускoрить рaбoту врaчeй, упрoстив бюрoкрaтичeскую вoлoкиту, нaoбoрoт вызвaлa нeдoвoльствo. В тoм числe и у пaциeнтoв, кoтoрыe пo нoвым прaвилaм река ждут дoлгo, или сo врeмeнeм приxoдят к врaчу, нaпримeр, зa нaпрaвлeниeм пo нeскoлькo рaз.
Вмeстo тoгo, чтoбы ускoрить рaбoту врaчa, сeйчaс систeмa виснeт нaстoлькo, чтo выпискa нaпрaвлeния мoжeт занимать времени чaсaми. И этo дaлeкo нe eдинствeннaя прoблeмa… Eсли нe отодвинуться срoчныx мeр — сoврeмeннaя и пoлeзнaя тexнoлoгия мeдицинскoгo oбслуживaния мoжeт состоять дискрeдитирoвaнa нaдoлгo.
Вмeстo тoгo, чтoбы лeчить, мeдики бoрются с зaвисaниeм систeмы
Чтo жe тaкoe случилoсь? eHealth — укрaинскaя инфoрмaциoннo-тeлeкoммуникaциoннaя систeмa, oбeспeчивaющaя aвтoмaтизaцию вeдeния учeтa мeдицинскиx услуг и упрaвлeния мeдицинскoй инфoрмaциeй в элeктрoннoм видe. В ee сoстaв вxoдят двa кoмпoнeнтa: цeнтрaльнaя бaзa дaнныx и мeдицинскиe инфoрмaциoнныe систeмы (МИС), мeжду кoтoрыми oбeспeчeн aвтoмaтичeский oбмeн дaнными. Имeннo чeрeз МИС прoисxoдит рeгистрaция пaциeнтoв, зaпись нa приeм, вeдeниe личнoгo кaбинeтa, выдaчa нaпрaвлeний и т.п. Кaкую МИС испoльзoвaть — бoльницы и пoликлиники выбирaют сaми. Крoмe oткaзa через бюрократии и перевода всех процессов взаимодействия пациента с врачом в онлайн, право электронного оборота данных уже и в том, что система накапливает в избытке статистики по Украине о заболеваемости и лечении, аюшки? позволяет точнее планировать планы профилактики. Но как видим, такое выгода пока превратилось в недостаток, «обеспечивая» перегрузки системы.
В тайник Фейсбук сообщения о проблемах работы в системе eHealth случаются любое чаще. К примеру, врач-онколог изо Кропивницкого Игорь Гардашников удивился призыву плановать работу в системе вне временным промежутка 10-14 часов, подчас наибольшая нагрузка: "Я чисто понимаю, что врачи отнюдь не в правильное время принимают пациентов в поликлиниках? Неискаженно принимать с 15:00 до 02:00?" Комментируя сей сообщение, семейный врач с Винницы Татьяна Тихова пишет: "У меня в данное время пациент от отчаяния сделай так делать рентген за деньжата…" Пациентка Аля Цирюлник добавляет: "В настоящее время система зависла с утра, отнюдь не смогла взять направление".
Несколькими в скором времени ранее небольшой опрос середь врачей провел председатель правления ОО "Подий здоровья" Тимофей Бадиков. Пониже. Ant. выше приводим скрин части комментариев:
Впоследствии времени Тимофей Бадиков подробнее рассказал о томище, на какие именно проблемы в eHealth побольше всего жалуются врачи, фигли больше им мешает в работе: "Изо-за непродуманных технических решений номер один компонент электронной системы работает со сбоями, с-за чего теряются введенные талант. Функционал системы ограничен, персоналу невыгодный хватает четких объяснений, что пользоваться системой". Вона наиболее частые проблемы, которые мешают врачам протезировать пациентов:
- необходимость вносить в систему огромное численность лишней информации;
- большая замысловатость работы с системой в рабочее продолжительность. Формирование направлений на исследования может завладевать до 30-40 минут, а выборки пациента из стационара — перед 50 минут, а в родильных домах — перед часу. Врачам приходится пробовать ввод данных на вечерние репетир или на выходные дней;
- длительное зависание системы, докторша не может взаимодействовать с центральной базой данных в режиме онлайн;
- непонятная дефинитив кодирования диагнозов / несоответствие кодов заболеваний;
- частое приказ авторизироваться в eHealth и менять фраза;
- зависания сервиса отчетности НСЗУ;
- в сгенерированном отчете НСЗУ часть услуг не соответствует действительно внесенным больницей.
"Так есть вместо того, ради заниматься своими пациентами, костоправ вынужден тратить время и нервишки, сидя за компьютером. Дополнительная производительность повышает риск врачебной ошибки", — говорит Бадиков.
Спирт добавляет, что не исключительно врачи страдают от недостатков электронного здравоохранения (ЭСЗО). Рабочие аптечных сетей также сталкиваются с большими проблемами возле работе с электронными рецептами. Бухгалтеры больниц вдобавок вынуждены тратить кучу времени и нервов для переработку отчетов НСЗУ а именно из-за сбоев системы и сопутствующие ошибки в ее работе.
Витюха Сердюк, глава Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов, середь проблем внедрения электронного здравоохранения выделяет следующие:
- чистосердечно плохая работа провайдеров информационных услуг в области медицины, которые сообразно контракту с медицинским учреждением должны водворять программное обеспечение гарантировать его бесперебойную работу;
- недостаток основательного обучения врачей работе в персональном кабинете внутренней системы и вместе пользования ею;
- слабое обеспечивание современной техникой лечебно-профилактических учреждений;
- низкая информационная уровень культуры в этих структурах.
Ссылаясь бери данные опроса, проведенного Всеукраинским Советом защиты прав и безопасности пациентов и исследовательским центром "ННЦ ПС "Социоплюс" в трех областях (внутри около 250 учреждений здравоохранения), некто говорит, что как крайней) мере 50% медицинских информационных систем дают сбои в работе, виснут. А разрубать такие технические проблемы медработники малограмотный обучены, да и не обязаны в принципе.
Оказывается, это работает beta трансформирование…
Отдельно техническую составляющую проблемы Укринформа прокомментировал Митраша Софина, руководитель R&D Центра Winstars Technology LLC и правитель «Винницкой IT Ассоциации». В рамках Экспериментально-производственного центра его братия разрабатывает различные сложные IT-продовольствие для медицины, в основном после границу, но прекрасно знакома с работой ehealth.gov.ua.
"В целом вылитый кто сервис должен существовать, и сие действительно замечательная инициатива, с тем чтоб полностью объединить работников медицинской отрасли с пациентами. Только плохого могу выделить следующее:
- сильно сложная процедура подключения и работы в сервисе (очевидно, это больше связано с бюрократической волокитой, потому что медицинские учреждения являются государственными учреждениями, только не дает возможности сервису созревать);
- сервис еще не совершенен, сие, скорее, beta версия;
- рабочие медицинской отрасли сложно воспринимают новые технологии невзирая на громкие заявления,
и хотя (бы) если технически сервис склифосовский безупречен, то сложно закругляйся научить участников медицинского рынка за работой недоедать и недосыпать исключительно через этот стервис", — говорит Митюша Софина.
Он добавляет, что-то идеально, если бы возьми уровне государства подобный услуги был обязательным, а у пациентов было удобное мобильное приобщение, тогда можно было бы балакать о реальной диджитализации (вроде приложении «Дія»).
Безграмотный только время, нервы и рискованность ошибки — еще и персональные причина могут «утечь»
Главная апория — это несвоевременно оказанная медицинская выручка, говорит Тимофей Бадиков. "Неудобства ждут пациента получай каждом шагу: надо течение — жди, надо выписать распоряжение — жди, надо получить сообразно рецепту лекарства — жди. Трендец это из-за технического несовершенства ЭСЗО. Эскулап не может выписать электронное закваска, а без направления пациента без- принимают на лечение. Бумажное устремленность не принимают — это на сегодняшний день реальные единичные случаи. Больной вынужден сидеть у врача, временно тот отправит информацию в ЭСЗО, а в сие время под кабинетом ждут отдельные люди пациенты, у которых запланирован средство. Если это пожилые (человеческое, или люди с детьми, ведь мы все представляем, каковой это дискомфорт и стресс с целью всех. И, как уже упоминалось, в таких условиях жрать риск врачебной ошибки", — отмечает президент правления ОО" Флет здоровья ".
А и указывает на еще одну проблему — надежность персональных и медицинских данных: "В нынешних условиях работы ЭСЗО, жертва не может проконтролировать, кто такой и когда мог просматривать информацию о нем. Ни клиент, ни его семейный знахарь не знают, кто и (как) будто использовал данные на уровне НСЗУ, которая является владельцем центральной базы данных ЭСЗО".
Получай днях именно этому вопросу был посвящен выпуклый стол на тему «Цифровая перемена и кибербезопасность в системе здравоохранения Украины». В ходе обсуждения избранник уполномоченного в сфере защиты персональных данных Инесса Берназюк сказала, что наибольшую угрозу в целях безопасности персональных данных в медицинской сфере представляет беспрецедентно порядочный массив информации о здоровье граждан, хранящийся в одном месте.
"Самой махина угрозой безопасности персональных данных, точно по нашему мнению, является беспрецедентно громадный массив данных о здоровье, хранящейся в одной базе данных. У наших коллег изо Эстонии медицинские данные пациентов хранятся в нескольких базах данных, регионально расположенных в разных местах держи разных серверах, каждый изо которых имеет различную систему защиты. Тирада идет о чувствительных данные — о диагнозе, данных о медицинских исследованиях, сведениях о назначении лекарств, листах нетрудоспособности и т.п. Лежка. Ant. трата и обработка таких сведений в одной базе, расположенной в одном месте, вне пользы, предполагает значительный небезопасность злоупотреблений".
Среди последствий возможной кибератаки Берназюк назвала: утечку данных и их неправомерное огласка, использование незаконно полученных сведений с целью шантажа. В свою очередь могут использоваться сведения о пациенте и изменения в состоянии здоровья чтобы продажи медицинских препаратов иначе говоря предлагаться услуги, которые мало-: неграмотный нужны пациенту, убеждена симпатия.
Но в Нацслужбы здоровья объясняют, чисто технически персональные данные хранятся в отдельном кластере центральной базы данных (ЦБД). К нему имеют ход уполномоченные работники НСЗУ с должностными полномочиями администрировать таковой кластер. А медицинские данные хранятся в основном кластере ЦБД. В целях безопасности ссылки нате них закодированы, поэтому плотски сопоставить медицинские и персональные цифирь невозможно.
Что делать, порой нет денег, концепции и инда технического задания?
Укринформ обратился следовать комментарием в Национальную службу здоровья, а вдобавок в Ассоциацию разработчиков МИС. Заранее всего об оперативности работы системы.
В Ассоциации утверждают, почто сейчас медленная работа системы безграмотный зависит от МИСив, а члены ассоциации, как мелк другой, заинтересованы в оперативном решении сего вопроса: "Мы ожидаем увеличения ресурсов в датировка-центре, на котором размещен Наиболее важный компонент системы. Это улучшит печать и скорость выписки направлений, рецептов, внесенными медицинских данных в систему".
В Нацслужбы здоровья признают: погрузка электронного здравоохранения Украины денно и нощно растет. Система содержит показатели более 30 миллионов пациентов, реестры побольше 3700 медицинских учреждений, повседневно создается более 650 тысяч медицинских записей, с них — более 110 тысяч направлений и побольше 50 тысяч рецептов. На) все про все ежечасно в центральную базу данных поступает 2,5 миллиона запросов, 700 — каждую постойте.
"Чтобы оперативно производить такой объем данных, средство должна иметь соответствующую власть: объем памяти, процессоров и хранилища в число-центре. НСЗУ как учреждение, который обеспечивает функционирование ЭСЗО, в 2019 году прогнозировал потребный уровень мощности на 2020 бадняк с учетом старта второго этапа реформы и подключением специализированных медицинских учреждений к работе ЭСЗО, а опять же необходимое для этого субсидирование, которое составило 28,8 миллиона грн. И буква сумма была подана в составе бюджетного запроса получи и распишись 2020 год (в ноябре 2019-го). Всё же фактически на обеспечение мощностей системы Минздрава согласовали в какие-нибудь полгода 9 миллионов. Соответственно, этих средств хватило бери закупку втрое меньших ресурсов с целью обработки и хранения информации в ЭСЗО. Фигли привело к значительным техническим задержкам в работе системы. Ресурсов очевидно не хватает, чтобы счета) обрабатывать информацию", — объясняют в Нацслужбы здоровья.
"НСЗУ, осознавая свою ручательство за функционирование ЭСЗО, стократ обращалась в Минздрав (всего было направлено 5 писем, начиная с мая), направила соответствующие переписка в Минфин и Кабинет министров с просьбой — сообразовать необходимое финансирование. На корреспонденция, адресованные Минздрав, ответов ты да я не получили. На ныне объем финансирования остался минус изменений, — отмечают в НСЗУ и добавляют, ась? ситуация будет ухудшаться, тем не менее нагрузка на систему повседневно растет. — Эти проблемы впору решить только одним порядком — выделением достаточного объема средств и закупки необходимых ресурсов. НСЗУ неважный (=маловажный) наделена полномочиями для таких действий. Сие — полномочия Министерства здравоохранения".
Сие понятно и, к сожалению, традиционно интересах Украины: недостаточно технического ресурса, держи который «недовыделили» денег. А на проблемы работы с системой, о которых шла глас выше, — куча лишней информации, постоянные изменения пароля, тёмный алгоритм — это не влияет.
Ведущий правления ОО "Дебаркадер здоровья" Тимофей Бадиков подчеркивает: нужно обозреть на глубинные причины. Укоренение ЭСЗО происходит на фоне отсутствия утвержденных Концепции и Стратегии развития полноценной eHealth-среды, отсутствия утвержденной Правительством архитектуры, технического задания, медицинских информационных стандартов, стандартов защиты информации.
"Объединение законодательству, полномочия по обеспечению функционирования ЭСЗО возложены нате НСЗУ. Она владелец центральной базы данных, в частности имущественных прав для программное обеспечение центральной базы данных. НСЗУ даны несвойственные функции, касающиеся администрирования ЭСЗО. Рядом этом НСЗУ не справилась с налаживанием эффективной работы ЭСЗО ко второму этапу медицинской реформы, благодаря этому и возникли проблемы. Функции администратора центральной базы данных с обязанностью защиты информации возложены получи и распишись ГП "Электронное здоровьице", но по действующему законодательству ГП никак не имеет права обрабатывать персональные причина и не имеет к ним полноценного доступа. В этом месте надо добавить, что ГП "Электронное здоровья" ограничено без- только по полномочиям, а и финансово. Поэтому исправлять ситуацию нужно получай уровне изменений в законодательство и принятия Концепции и Стратегии развития eHealth в Украине, а как и отдельного законопроекта об Электронной системе здравоохранения", – резюмирует советчик.
Заместитель министра здравоохранения Украины Бога солнца) Кучер тоже отмечает, чисто ключевая причина всех проблем, связанных с eHealth, заключается в отсутствии стратегии развития системы электронного здоровья в целом. "Со стороны Министерства автор сделаем все возможное, затем чтобы перераспределить средства для обслуживания данных день-центром. Но считаю, как будто критической ситуации можно было избежать, в книга числе даже на тех ограниченных ресурсах, которые были предоставлены НСЗУ интересах нужд хостинга. Министерство хорэ брать лидерство на себя в решении сего вопроса, но перераспределение средств требует согласования бюджетного комитета, летучка которого состоится менее нежели через месяц, — комментирует Слава Кучер. — Кроме того, ты да я проанализировали договор, заключенный НСЗУ с поставщиком услуг хранения. Некто был заключен без расчетов возможной нагрузки и объема необходимого про обработки и хранения данных. Режим системы до апреля 2020 годы были ниже сегодняшней едва (ли) не в 23 раза, но фон договора не предусматривали динамического расширения размеров хранилища, оплату по (по грибы) использование ресурсов, которые в сущности использовались".
Заместитель министра добавляет, отчего Минздрав планирует перераспределить функции посереди ГП "Электронное самочувствие" и НСЗУ по обеспечению функционирования eHealth. "НСЗУ подобает быть плательщиком за медицинские сервис, а сейчас она еще и корабельщик электронной системы, и отвечает ради безопасность персональных данных. Возле этом ГП "Электронное здоровьице" имеет ограниченный функционал. Департамент хочет это изменить, а равно как утвердить концепцию развития eHealth и нет чего/кого. Ant. начаться на понятный путь, оценивая потенциал государства и медиков", — отмечает Слава Кучер.
Кто же сие все делал и кто из-за что отвечает
Работа надо электронной системой здравоохранения eHealth началась в 2016 году. В марте 2017 годы Минздрав, общественная организация «Transparency International», «Всеукраинская паутина людей, живущих с ВИЧ/Чушь» и Государственное агентство ровно по вопросам электронного правительства подписали Предложение, в котором говорилось о совместной разработке eHealth. В феврале 2018 годы после завершения разработки MVP (минимального жизнеспособного продукта) общественные организации передали систему eHealth Министерству здравоохранения Украины. В мае 2018 лета было создано Государственное выдумка «Электронное здоровье» угоду кому) администрирования системы, которое и отвечает докол за дальнейшую разработку и сеяние системы eHealth.
Внедрение ЭСЗО получай нормативно-правовом уровне регулирует Минздрав. В свою выстрел НСЗУ определяет направления развития; обеспечивает имплантация нового функционала и интеграции с другими системами и реестрами; управляет данными в системе, ведет реестры системы; защищает информации, в частности персональные эмпирика.
Юлия Горбань, Киев
В области оценкам экспертов, в целом с 2016 годы на ЭСЗО государством, международными донорами, больницами и бизнесом было потрачено побольше 150 млн грн.