Oткрытиe выстaвoчнoгo прoстрaнствa. Фoтo: кaдр из видeo.
Вxoд, свeт, кoридoр, наполненный бегущими на стене строчками: «К тебе, которая имеет быть рожденным столетия спустя…» И издалека, с портретом работы Билиса в стене, направо в каждого входящего смотрят глаза Цветаевой. Всепонимающие, все вокруг — и внутри. И пусть только мысли, что кто-то, что его нет, — «Она одна жива!». С этой точки зрения современное минималистичное пространство приобретает живое тепло.
Сам зал, который открывается прямо на портрет Марины Ивановны, такой же теплотой наполняют мелкие детали повседневной жизни — чернильница с пером и перстень, рыжеватые шарики, похожие на гроздья рябины, пожелтевшие письма, и, конечно, фотографии. Вот так же девочка — с сестрой, с семьей, а потом с Сергеем Эфроном и дочерью, а совсем близко к лицу и письма людей, которые были верными спутниками, друзей, идеалы Цветаевой: Волошин, Пастернак, Ахматова, Мандельштам, Белый, Крученых.
В одном зале разместили работы и фотографии шестидесятницы Лидии Мастерковой, художник-amazon «второй русский авангард», которая посвящена Цветаевой цикл графики и живописи, а также несколько песен. Эта часть экспозиции — «Посвящение Марине Цветаевой» — для выставки предоставили из своих фондов Музей Анатолия Зверева, выступивший партнером РГАЛИ при создании этого пространства.
«Два великих женщин ХХ века — Марину Цветаеву и Лидию Мастеркову — время развело. Но в их трагических судьбах есть много поэтических стихов и художественных перекличек. Идея этой выставки возникла в музее больше, чем год назад, и теперь, чтобы провести здесь, в РГАЛИ», — сказал генеральный директор Музея АЗ Наталия Опалева.
Директор РГАЛИ Татьяна Горяева взволнована, растрогана, но уже имеет большие планы на будущее: «Мы и не могли мечтать, что в один прекрасный день РГАЛИ будет свой прекрасный выставочный зал. Но теперь мы будем мечтать. И когда-нибудь будущие поколения сотрудников РГАЛИ будут строить новый корпус у нас во дворе. Мы можем даже и молодые архитекторы нарисовали проект…»
Но пока главное — сегодня. Открытие выставки в новом месте — подарок не только для РГАЛИ, но и для Марины Цветаевой.
«Это в конце концов пишет: «Все приняли! Розового платья никто и не дал!» — цитирует Цветаеву глава РГАЛИ. — Здесь мы сегодня Марине Ивановне дарим и розовое платье, и «венок парчовый» — это строка из песни Мастерковой».
Так что триумф был официальный статус, оценить новый зал и разрезать красную ленточку прибыл заместитель руководителя Федерального архивного агентства Андрей Юрасов. Прибыл со статистикой: по его словам, в последние три года, российские архивы приняли участие более 140 выставочных проектов в России и за рубежом, и РГАЛИ занимает среди них особое место.
А с новым оборудованием в фонды госархива литературы и искусства вообще заиграет по-новому: потому что уже на первой выставке архивариус, сказал, что если Трехпрудный переулок для Марины Цветаевой — «душа души», новая выставка — ее сердце. Для публики проект «Тебе — через сто лет…» будет доступен до 29. марта, но уже в ближайшее время в новом месте, увидят свет и другие собранные РГАЛИ богатства.