фoтo: Нaтaлия Губeрнaтoрoвa
Тaким oбрaзoм, спeциaлисты из oтсмoтрeнныx (555 дрaмaтичeский и кукoльный; 277 музыкaльныx) выбрaли 62 тeaтрaльныe спeктaкли (плюс 6 выступлений в конкурсе «Эксперимент»), и в них и в списке номинантов в драме из спектаклей большой формы ахматовская «Поэма без героя» — моноспектакль с великолепной Аллой Демидовой (* работает по частным номинацию на еще один спектакль «Старик и море») и «Кузмин. Форель разбивает лед» «Гоголь-центра».
В целом областной драматический театр, который все больше и больше демонстрирует тенденцию к размыванию границ между жанрами, аккумулируя в себе элементы различных видов человеческой деятельности — от социальных проектов до исполнения, представила на Маску большая программа. Среди номинантов, кроме «Гоголь-центра» петербург БДТ, Театр Вахтангова, МХТ, Театр наций, Александринка, «Электротеатр», Театр Маяковского. В номинантах — признанные мастера русского театра: Юрий Бутусов, Андрей Могучий Лев Додин, Анатолий Васильев. Представлены и режиссеров молодого поколения, имеют репутацию новаторов и реформаторов: Дмитрий Волкострелов, Марат Гацалов, Тимофей Кулябин, Максим Диденко, Филипп Григорьян.
Два режиссера, в свое время, заявивших о неучастии в «ДИ», — Кирилл Серебренников и Константин Богомолов — конечно, назначили.
В области балета, в целом, слишком много сюрпризов нет. В узком «Маски», наконец, получил мариинский театр с балетом «Времена года», запеченные в мастерской (воркшоп) Мариинки начинающим хореографом Ильей Жив. Хореограф, соответственно, имел в номинации «Лучшая работа балетмейстера — хореографа», а солистка Мариинки, исполнившая в «Времена года» главную rambler, Екатерина Кондаурова — в номинации » за Лучшую женскую роль. Из Большого театра, эксперты, как выбрать «Вольер», годы работы Джером Роббинс, уже успевшую стать западной классики, а в категории «Лучшая женская роль» отмечена Анастасия Сташкевич. В списке оказалась и наделавшая много шума пермская «Золушка» Алексей Мирошниченко, где среди актеров, которые расположены Никита Хрущев, Екатерина Фурцева, в то время как действие перемещается во время фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. года. Мирошнечеко выделили и в номинации хореографов, и его солисты Инна Билаш и Никита Четвериков оказались в списке лучших исполнителей.
Как и всегда, была не на «Меню», и без работы повторяется «масочного» награды, худрука Екатеринбургского театра оперы и балета Вячеслава Самодурова. В этом году был номинирован на балет «Снежная королева». Из классики XIX века, в число кандидатов от екатеринбургского театра также вошла сюита из балета Жюля Перро «Наяда и рыбак», заполненные Юрием Бурлакой, который, чтобы сбросить его, и он стал «масочным» номинантом. Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко представил в балетном short-list последней своей премьерой — одноактными балетами Сержа Лифаря «сюита в белом» и Уильяма Форсайта «деталь». В то время как среди исполнителей, из балетной труппы «Стасика» в списке номинантов Оксана Кардаш.
Семь пьес превратился в «масочном» списке и в номинации «Современный танец». Это спектакли таких театров, как «Провинциальные танцы» («Imago-ловушка»), «Каннон-Данс» («Коллекционер»), Zonk’а («Эссенция») и другие. Был там и проект Константина Мотулевского и Софьи Гайдуковой Memoriae.
Опера представлена в списке номинантов девять спектаклями, из которых четыре «Чаадский» «Геликон-оперы», «Пассажирка» Екатеринбургской оперы «Родина Электричества» воронежского театра и Пения из Тенниса, — написал современных российских композиторов, в том числе и ныне здравствующими Алексеем Сюмаком и Александром Маноцковым, как и недавно ушедшими Глебом Седельниковым и Моисеем Вайнбергом. Еще одна опера — «Билли Бадд» большого театра — также относится к почти «современными» партитурам — это написанная Бенджамином Бриттеном. Таким образом, тенденция очевидна: театры, очевидно, обратился к более или менее подходящего музыкального языка.
Мариинский театр представил «Саломеей» Рихарда Штрауса, оперы, если не современные, то, конечно, в любом случае, написанная в XX веке. Тем более что интерпретация Марата Гацалова относится к числу очень радикальны, если не скандальный, спектаклях сезона.
«Геликон-опера» в этом году выполнила вкусов экспертов и получил две номинаций: кроме упомянутого «Чаадского» — «Турандот» в постановке Дмитрия Бертмана и Владимира Федосеева. Номинирован и Кирилл Серебренников, как оперный режиссер. Конечно, в списке «Манон» на сцене большого театра, где спела Анна Нетребко. А вот МАМТ, по мнению экспертов, не дотянул до номинации: прекрасный спектакль Александра Тителя «Пиковая дама» упоминается только в лонг-лист.
Разнообразный список номинантов в разделе «Оперетта — мюзикл», где он получил пять явлений. В том числе московский «Суини Тодд» Алексей Франдетти и «безымянная звезда» Новосибирского музыкального театра в спектакле Филиппа Разенкова.