фoтo: Нaтaлия Губeрнaтoрoвa
Лaурeaты прeмии «МК»-2017.
…Пeрвый — o, этo были дисциплинирoвaнныe! — прибылa дeлeгaция из Тeaтрa им. Вaxтaнгoвa: рeжиссeр Римaс Туминaс, дирeктoр Кирилл Крoк (oни срaзу oтпрaвились в тур в кoридoрax «МК»), ну и oчaрoвaтeльнaя Людмилa Мaксaкoвa — ee-тo пoлучaeт нaибoльшую мoщныe тaрeлoчку (зaрeгистрирoвaн тaрeлки зaкaзaть нa Лoмoнoсoвскoм фaрфoрoвoм зaвoдe) для сeнсaциoннoгo роль Иокасты в «Царе Эдипе».
— О, я действительно не помню, потому что я получала в последний раз? — кокетничает Людмила Васильевна.
— Ну как, для «Топ леди»!
— Ой, и правда. А это о «Царя Эдипа» и вообще Римаса Туминаса могу сказать одну вещь: это выигрышный билет для меня, для всех нас, артистов. Повезло. Я считаю, что наш театр — лучший не только в стране, но и в мире. Это доказано путешествия. Мы очень много мы идем по миру, по стране — сейчас в Петрозаводске, Благовещенске, Уфе,… Я был в театре служу, но сейчас, как никогда очень теплая реакция зрителей!
— Но «Царь Эдип», в самом деле, сделан дважды — сначала в естественных «декорациях» греческого Эпидавра, то уже на родной вахтанговской сцене. Нет, это было трудно войти в различные воды?
— А это, как щенка, бросил — и он плавает. Актер уже не думает об этом, они сказали нам: мы должны немедленно двигаться в любых условиях. Понятно, что, когда он играл в Эпидавре на 15 000 человек, — колени дрожали. Но это происходит один раз в жизни! Мы с Женей Мироновым это обсуждали, он тоже там был спектакль, его играют. Как Эпидавре? Это одно из тех мест, где возникла вообще театр! Оттуда он пошел на это удивительное явление… Римас никогда не говорил, как он продумывает роль, это не может быть в любом анализе.
— Вы что-то, чтобы войти в вашу Иокасту?
— Ах, это все чисто случайно, как и все, что происходит в жизни. Кстати, я пошла в кабинет, потому что мне было предложение в театре, которые я судил не совсем мой… зашла об этом сказать. А Римас спросил: «А вы лето, каникулы, что вы делаете?». Я: «Ну, в Латвии, наверное, к себе пойду». А мне: «А вот у нас будет проект «Эдип-царь», не хотите ли поучаствовать?». И вот «поучаствовала», судьба улыбнулась.
— Ну, Людмила Васильевна, вам можно только пособолезновать, что этот спектакль не видно из зала!
…Тем не менее, наш конференц-зал был уже полон — большие делегации из Вахтанговского, «Ленкома», театра «Школа современной пьесы», много ребят из ГИТИСа. Наверное, первый раз в 22 года, не было достаточно, не то, что кресло, и места в зале. И в то время как Людмила Васильевна спускалась под ручку с Иосифом Райхельгаузом, утверждая, сколько у кого уже «панели» из «МК», они придумали кричалку в духе того, что происходит: «Не валяйте дурака, а читать все это «МК». Мы уже успели перекинуться парой слов с другой «главную женскую роль в категории «мэтры» — Верой Алентовой:
— Театр сейчас, конечно, меняет, — говорит она, — актеры очень заняты, однако, и много времени на разных сайтах. И зритель меняется, ничто не стоит на месте. Но тем не менее, остаются рыцари театра, для которых театр всегда остается на первом месте. И я себя причисляю к этим рыцарям. А что до зрителей — это очень помолодел, что меня очень радует. Смех молодой! И в то время, услышать этот смех — театр не умрет. Хотя не всегда можно понять реакции: ждет комедия смех — и вдруг тишина! И думаешь: а туда ли мы пошли? А потом они услышали аплодисменты. И вы понимаете, что мы на правильном пути.
* * *
Замглавного Петр Спектор открывает быструю церемонию награждения:
— Хочу заметить, что нашей газете два года уже сто лет. Мы можем защищать свои позиции — что-то должно это быть рядом: вы в тот или иной момент привыкли защищать свои. Вот, кстати, и наши авторы в первых рядах сидят — Марк Захаров, Иосиф Райхельгауз, познакомьтесь (аплодисменты в зале, потому что многие не знают, что и худруки неоднократно писали суровые колонны в нашу топовую категорию — «Свободная тема». — Ред.).
Кстати, все сидят одетые, кто во что горазд, никакого дресс-кода, политеса у нас нет — все свободны в своих проявлениях. Марина Райкина — идеолог премии и ведущих церемонии — забыла сказать, что произошло в этот день, 26. октября, в разные годы: и маленький театр основали, и фразу Сталин сказал о «инженеров душ человеческих», и нейлон изобрели. Нейлон в частности, вызвало в народе дикую природу, кто-то даже крикнул: «Приз Нейлону!». Но — мы идем! Первый высыпают на сцену, студенты из ГИТИСа (кстати, позже они все ждали в «МК», в частности, курилка пользовался): люди со своим режиссером Егором Перегудовым получил награду за спектакль «Сто лет одиночества».
Чуть позже Дмитрий Певцов (получил за лучшую мужскую второго плана в ленкомовском «День опричника») будет сказать, обращаясь к ученикам:
— Ребята, ГИТИС! Помните: вы никому не нужны! Я серьезно. Я, как человек, который только что выпустил курс молодых актеров, я знаю это точно. Даже если кто-то получил от вас в театр — это еще ничего не значит. Так бороться за себя, зубами, когтями, то что-то будет.
Однако Певцову, набранных из разных регионов:
— Все, ребята, все будет хорошо!
— Я буду только рад! — парировал актер. — А еще я хочу напомнить известные слова, что театр не приносит ни вреда, ни пользы, так что мы будем заниматься нашим делом с радостью, независимо от того, что бы это было. А у вас в «МК» (обращается к Марине Райкиной) есть где играть?
— Мы требуем!
— Тогда мы к вам придем!
…Далее идут по нашей древней традиции — новички, полумэтры, мастера, все тоже, за столько лет на имя номинация привыкли, но на этот раз слово «мастер» вызвал причиной взрыва смеха, что говорит о серьезном молодом поступлении в ряды. И невероятно громкие аплодисменты заработал Виктор Добронравов, номера всегда прямо скандировал, узнав, что он получает за лучшую мужскую роль царя Эдипа в том же вахтанговском спектакле (правда, в «начинающих»). Но это же конвенции, не больше, в зависимости от возраста и объема роли. Лучшую женскую взяла Анна Сенина на роль Инкен («Перед заходом солнца» в Электротеатре):
— Вы знаете, мы живем в эпоху, страсти, сказала она, — и такие представления побуждают думать о чем-то несуетном и высокой, а если таких спектаклей будет больше — есть шанс, что мы снова придем в Золотой век.
Смотрите фоторепортаж по теме:
Театральная премия «МК» до 2017 года
46 рис.
И звездные имена, побежал задорной поставок — Иван Янковский (поэт Бездомный в «Мастере» Женовача) и Евгений Павлов (Долорес в «Амстердам» театр «Современник») взяли лучшую мужскую второго плана в начинающих, в той же категории (только для женщин) берется Екатерина Симонова на постельное Белье в «Бенефисе» Театр Вахтангова. На имя Никиты Кобелева (его лучший спектакль в Маяковке — «Человек, который жену за шляпу») зал снова прервана овацией.
— Этот спектакль для меня важно, так это нашел компанию, в Театре Маяковского, который был готов вместе со мной просмотреть книги. Это редкая форма, которая может быть в репертуарном театре. А вообще современный театр для меня — это тот, который говорит о человеке и его трудности. Человек меняется, меняется восприятие театра, это очень важно для режиссера, чтобы найти звук, который будет соответствовать новый день.
Директор года становится Марк Варшавер, который скромно поклонился:
— Тронут.
В оригинальном жанре победил режиссер Андрей Щукин с его «Саундтрек», ансамбль взял только две команды — и «Наш класс» в Театре Вахтангова (режиссер Наталья Ковалева), и «Гардения» в Театре Пушкина (поставил Семен Серзин).
Что Сан Саныч Калягин не скучал, мы спросили у него о строительстве второй очереди и так далее:
— Вас можно поздравить с завершением?
— Еще не могут. Должны были закончить еще при Лужкове, но возникла пауза. Я надеюсь, чтобы открыть осенью — через год. Но, бетон, кирпич — уже сделали. Там будет большой репетиционный зал, и, что самое главное — музей…
— Музей-простите, что?
— Музей театра. Так как Вахтанговский музей при театре. И, что самое главное, будет местом работы для молодых. Я объявил, и русской классики, самостоятельная работа — посмотрите, как помочь. Теперь можно пригласить любого режиссера. И для них в будущем эта площадка не помешает.
Ба-бам: приходит время тяжелой артиллерии, но перед этим разминка — на сцену выходят полумэтры: Ольга Прокофьева занимает лучшую женскую роль, роль Кот Келлер во «Всех моих сыновьях» Театр Маяковского:
— Современный театр — это то, что модно, не имеет значения, самое главное. Не трогай, пожалуйста, нашу классическую музыку, оставить его святой!
Ирина Коренева — лучшую женскую роль второго плана за Беттину Клаузен в Электротеатре:
— Это было так неожиданно, — иронизирует она, — играть дочь отца (а Владимир Коренев, сидя там, в зале. — Ред.). Признаюсь, я долго репетировала! (Смех.)
Мужской второй план, как уже было сказано выше, взял Певцов, сразивший наповал своим! сегодня вечером:
— Настроение у меня с каждым днем все лучше и лучше, вероятно, закончится в психиатрической клинике, — говорит он «тайно», — проблема современного театра в том, что цензуры на него нет. Там вылезают очень талантливые люди, которые несут со сцены грязь, ненависть, зло и негатив, — это проблема, в том, что все возможно и никто ни за что не отвечает!
Совершенно предсказуемо для лучшей производительности в полумэтрах принимает «тарелка» Сергей Женовач для триумфального «Мастера и Маргариты». Ну, в новой категории «, спектакль-импровизация» похвалы заслужил Иосиф Райхельгауз, который поставил «Пока наливается пиво»:
— Это вы заметили, а мы между тем не соблюли старые традиции, то есть. не сказали «спасибо» нашему дорогому Олегу Павловичу Табакову. Он не здесь, но от сердца вам сказать: спасибо вам, Олег Павлович!
* * *
Таким образом, мастера!
— Мы решили, что не отказывайте себе в удовольствие и награду всех мэтров пары, — рассказывает Марина Райкина.
Однако, принимая за лучшую мужскую второго плана-Евгений Князев (понятно, из-за Тиресия в «Царе Эдипе) выходит один раз:
— Как приятно, что на этой сцене уже поднималось так много вахтанговцев!
Лучшую женскую роль второго плана принимаются Нина Марушина (Театр им. Пушкина) и Марина Хазова («Современник»). Г-жа Марушина штраф сказал:
— Удачи, очень пожившей комсомольская правда получите приз от «Московского комсомольца».
Лучшие художники — Адомас Яцовскис и Юрий Хариков, принимая награды и цветы, решили, что не произнести ни слова.
Лучший мужчины в очереди, пришел получать Александр Калягин (Хлестаков в «Ревизоре. Версии») и Владимир Коренев (Маттиас Клаузен в «Перед заходом солнца»):
— Что-то ничего глубоко мне в голову не приходит, — думает Владимир Борисович, — но почему я вспомнил о «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, где есть замечательная фраза. Скажи, почему собака не отдает свою кость? И это потому, что внутри этой косточки есть капля мозга. И именно по этой капелькой мы все и гоняемся.
Лучшую женскую роль — опять же строго по очереди, и приняла Вера Алентова (Джудит Блисс в «Апельсины И Лимоны» Театр им. Пушкина) и Людмила Максакова. Последний, между прочим, признался:
— Дело не в призах, премиях, тарелках. Важно — не что говорят, а кто говорит. Важно — не то, что они получают, а от кого получил. Из чьи руки. И мне дорого, что я беру это из рук в Марине, из «Московского комсомольца». И не в смысле намека, а так же, кстати, хочу заметить: электрический чайник, который вы мне ранее дали, он на даче у меня, так вот он потек… Я очень уважаю вашу газету, вы всегда имеете свое мнение, что очень ценно.
Последние — самые теплые аплодисменты — два основных любимцам Москвы: Римасу Туминасу и Марку Захарову:
— Мне нравится ваша редакция «МК», — как всегда, с серьезным лицом и шутки Марк Александрович, — за исключением лифтов (мэтр едва не застрял. — Ред.). Обратитесь к моему директору, он проконсультирует.
Там церемония и закончилась: все ушли на сцену для общей фотографии.
Лучший в «МК» — в короткие вечерние рассылке: подписаться на наш канал в Телеграмму