Юкo Xaсeгaвa, кaк всeгдa, в свeтлoм плaтьe. Фoтo прeдoстaвлeнo прeсс-службe биeннaлe
— Юкo, здрaвствуйтe. Всe в пoрядкe?
— Дa, тoлькo нe сплю бoльшe трex часов. Для приготовления этого сложного проекта было меньше, чем год назад, это, конечно, очень небольшой срок, но мы были в состоянии сделать все. Переезд из Зала в Новую Третьяковку стал большой радостью, в том числе и потому, что ему удалось растянуть проект на четыре месяца (предыдущая шли не более чем на месяц. — К. К.), и вообще он научил меня быть более гибкой.
(Мы идем в сад, где Юко очень нравится ландшафт с множеством растений.)
— Помните первые впечатления от галереи.
— Она меня строгий советский стиль и огромный зал. Восхитила потрясающий коллекция русского авангарда. Заинтересовали процессы модернизации, которые сейчас происходят здесь. Что касается внутренней архитектуры, то в таких местах и проходят международные биеннале. Сейчас я занимаюсь стандартными работой куратора: постарайтесь, чтобы превратить залы и коридоры в соответствии с особенностями концепции, максимально органично вписать работу художников в пространство.
— Юко, вашим преимуществом яркие оттенки в одежде будут отражены в цвета проекта?
— Не очень. Тем не менее биеннале — это не мое отражение. В стиле я — «витаминная девочка», которая доносит до людей дух возрождения, что больше не соответствует идее проекта. Он будет менее ярким и насыщенным. В нежных, естественных, грязного цвета, но с определенным стилем.
— Его название «заоблачные леса» звучит красиво, а как это будет выглядеть?
— Эскизный названия этого типа — источник вдохновения художника. Они обращаются за ним, когда визуализируют свои работы в пространстве. А интерпретации идеи и образы привилегия зрителей. Для их удобства мы создали карту с пиктограммами, которые представляют собой часть. Она нужна здесь так же, как и при передвижении по лесу или на подъеме на вершину горы. Я надеюсь, что каждый зритель случится, путешествие, в котором ему ничего не навязываем, и он остается максимально свободным. Встреча, как известно, но раскрывшиеся новые формы. Скажем, как найти любимый гриб под деревом, что будет тогда с необычным ароматом, вкусом и, может быть, даже и навеет ощущение опасности.
— Как использовать эту карту?
— Когда встретите его при регистрации на биеннале, обратите внимание на внешний вид и описание каждого раздела. Мы разработали специальные значки, которые зритель сможет запомнить и двигаться по выставке, держа их в голове. Все разделы связаны друг с другом: например, увидеть, как старшего поколения («лесное племя») с помощью культуры, общается с молодыми, или «облако». Все они пересекаются с кластером животных, и в этой стадии возникают мысли о новом материализме. Это когда не только предметы осязаемы, но и информацию.
Юко Хасегава из самой карты Основного проекта биеннале. Фото предоставлено пресс-службе биеннале.
— Вы пытались повлиять на художников, создают проекты специально для биеннале?
— Таких проектов 10. Мое влияние на их создание ограничено дружескими советами. Так произошло с российскими авторами Анастасией Потемкиной и Валей Фетисовым, представителями «облаке», то есть молодого поколения. Они родились после появления Интернета и создают новый язык. Увидеть в работе Фетисова, который работает в Facebook, что субъективное пространство для множества людей. Другие проекты работают до подготовки к биеннале, но закончены только для нее, что отражает мою концепцию.
— Как вам удалось заманить в качестве участников таких мегазвезд, таких как Мэтью Барни и Бьорк?
— Мы давно с ними знакомы, работали вместе на видеопроектом. Когда я подошел к Мэтью и сказала: представление отношений двух поколений, он был заинтересован и хотел, чтобы приостановить съемки своего фильма о волков и что-то сделать для биеннале. Бьорк же — музыкальный и визуальный лидер своего поколения, — согласилась на проект, потому что во всех своих работах она исследует культурные корни, то, что в нашем проекте. Особенно это относится к ее проект «Bjork digital», который сделан на основе последнего альбома, на которую выпустила специальный набор приложений для Ipad. Благодаря им, любой желающий, в том числе и музыкант, не дорого профессионального оборудования, может бесплатно записать свою музыку. Это манифест свободы от традиционных рамок западной капиталистической и шаблонной культуры. Бьорк-одна из наиболее инновационных, но при этом чувственных современных художников, и я горда, что она с нами.
Проект Bjork. Фото предоставлено пресс-службе биеннале.
— Как мировое сообщество оценивает Московской биеннале?
— Несколько своих крупных проектов прошли на высоком уровне. Только не всем удалось их оценить, потому что были проблемы с получением визы. Но даже это не умаляет постоянно любопытство для русского искусства, которые показывают арт-эксперты из многих стран. Кстати, я рекомендую своим художникам выходить на международных кураторов, чтобы их работа была оценена на основе важных глобальных, а не локальных критериев. Благодаря недавно разработанная система входа на Московской биеннале, теперь это сделать просто. Многое из того, что я видел в России, оказывается, если так можно сказать, наивно, хотя и поэтической. Ваш художник достаточно фантазии и тепла. Но они должны быть в международном промоушене.
Справка «МК»
Юко Хасегава, родился в 1957 году. года в префектуре Хего, Япония. Окончила университет Киото и Токийский университет изящных искусств и музыки. В 1993-1999 годы курировала музей Искусства Сэтэгаи (Токио), в 1999-2005-м — главный куратор, а в 2005-2006-м — арт-директор Музея современного искусства XXI века в Канадзаве (Япония). C 2006 года — главный куратор Музея современного искусства в Токио. В настоящее время является профессором в Университете искусств Тама, где ведет курсы по кураторству и теории искусства. Хасегава принимал участие в подготовке многих международных выставках, в том числе и был куратором 7. Стамбульской биеннале (2001), сокуратором 5. Шанхайская биеннале (2002) и 4. Сеульской международной биеннале медиаарта (2006), творческий консультант 12. Венецианской архитектурной биеннале (2010), сокуратором 29-й биеннале в Сан-Паулу (2010), куратор 11. биеннале в Шардже (2013). Участник многочисленных наблюдательных советов и жюри, в том числе и жюри 48-й Венецианской биеннале (1999). В 2003 году. был комиссаром павильона Японии на 50. Венецианской биеннале.