Свeрxбыстрыe пaссaжирскиe сaмoлeты зa пoлвeкa тaк и нe смoгли зaвoeвaть нeбo.
В СШA пoкaзaли прoтoтип свeрxзвукoвoгo пaссaжирскoгo сaмoлeтa XB-1 Supersonic Demonstrator, спoсoбный дoлeтeть в Лoндoн из Нью-Йoркa зa три с пoлoвинoй чaсa.
Рaзрaбoтчики сaмoлeтa, пoлучившeгo прoзвищe Baby Boom, oбeщaют пeрвыe свeрxзвукoвыe пoлeты в слeдующeм гoду, a пaссaжирскиe пeрeвoзки — в 2020.
Кoррeспoндeнт.net вспoминaeт нeудaчную истoрию кoммeрчeскoгo испoльзoвaния свeрxзвукoвыx пaссaжирскиx сaмoлeтoв.
Пeрвыe и eдинствeнныe
Рaбoты нaд свeрxзвукoвыми пaссaжирскими сaмoлeтaми нaчaлись в шестидесятых годах прошлого века сразу в нескольких странах.
Британцы и французы, работающие каждый над своим проектом, решили объединиться в 1962 году. Их самолет получил название Concorde, что с французского переводится как «согласие».
Американцы работали, как это обычно у них бывает, сразу над несколькими проектами — Boeing 2707 и Lockheed L-2000, но до производства они так и не дошли.
Макет Boeing 2707
СССР удалось создать удачный сверхзвуковой самолет Ту-144. Его начали проектировать позже Конкорда, но взлетел он на пару месяцев раньше.
Выходит, что за полвека человечеству удалось создать только два рабочих сверхзвуковых лайнера. Расммотри их подробней.
Конкорд
Создан в результате слияния в 1962 году двух национальных программ разработки сверхзвукового пассажирского авиатранспорта. Основными разработчиками выступили французская Sud Aviation и британская BAC.
Getty
Всего было изготовлено 20 самолетов. Первый полет прототипа состоялся в 1969 году, ввод в коммерческую эксплуатацию произошел в 1976 году.
Конкорды летали под авиакомпаниями British Airways и Air France, у которых было по семь самолетов. За 27 лет регулярных и чартерных рейсов было перевезено более трех миллионов пассажиров.
Характеристики
Экипаж — три человека (командир, пилот, бортинженер), пассажиров — максимум 128.
Длина — 56 метров, размах крыла — 25 метров, высота 12 метров.
Масса пустого — 78,7 тысяч килограмм, максимальная взлетная — 187,7 тысяч.
Максимальная скорость — 2 330 км/ч
Конец карьеры
25 июля 2000 года авиакомпании Air France выполнял рейс из Парижа в Нью-Йорк, но во время разгона у самолета загорелся левый двигатель.
Getty
Экипаж поднял горящий самолет в воздух, чтобы потом совершить вынужденную посадку, но лайнер через две минуты после взлета рухнул на здание гостиницы в трех километрах от аэропорта имени Шарля-де-Голля.
Погибли все находившиеся на борту 109 человек (100 пассажиров и 9 членов экипажа), а также четыре человека на земле.
Позже выяснилось, что причиной катастрофы была случайность — небольшая титановая пластина от другого самолета. Когда Конкорд разгонялся, зацепил эту деталь колесом, покрышка лопнула и ее фрагменты пробили бензобак, что и стало причиной пожара.
Это первая и единственная катастрофа Конкорда за 27 лет эксплуатации.
В 2003 году полеты прекратила Air France, а затем и British Airways в связи с повышением цены на топливо.
Ту-144
Работы по созданию сверхзвукового пассажирского авиалайнера в Советском Союзе начались в ОКБ Туполева в начале 60-х прошлого века.
Первый полет состоялся 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше Конкорда. Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер.
Всего было построено 16 самолетов, которые совершили в общей сложности 2556 вылетов и налетали 4110 часов.
Из-за форсирования сроков Ту-144 вышел немного «сырым». Но считалось, что аэродинамика е него лучше, чем у заморского Конкорда.
Катастрофа
Советский гиперзвуковой самолет потерпел крушение также в Париже. В 1973 году Ту-144 разбился во время показательного полета на авиасалоне в Ле Бурже. Погибли все шесть человек экипажа и восемь человек на земле.
Причины катастрофы были засекречены. Считается, что крушение произошло из-за слишком резкого маневра, который экипаж должен был совершить во избежание столкновения с неожиданно появившимся французским Миражом, с которго велась фотосъемка, нарушение системы управления, либо же недопустимость для конструкций планера самолета маневра, который экипаж попытался совершить.
Рейсы
На регулярные рейсы Ту-144 впервые поставили в 1977 году. Тогда из Москвы в Алма-Ату он летал за два часа.
Но полетав семь месяцев с ним вновь произошла катастрофа — в Подмосковье во время тестового полета Ту-144 рухнул. После этого прорамму решили закрыть.