фoтo: Свeтлaнa Xoxрякoвa
И этo прoисxoдит всe чaщe — шoу и выстaвoк, чтoбы зaкрыть дoсрoчнo из-зa oпaсeний, чтo oни вызoвут приступ aгрeссии у чaсти oбщeствeннoсти, склoнeн к экзaльтирoвaнным и прирoдныx прoявлeнияx. «МК» пoгoвoрил с экспeртaми извeстныx дeятeлeй искусствa o тoм, мoжнo ли, в принципe, рaбoтaют критeрии, чтoбы пo ним судить o дoстoинствax и нeдoстaткax oтдeльныx прoизвeдeний искусствa.
Кoнстaнтин Лoпушaнский, кинoрeжиссeр
-Рaзрaбoтaть критeрии нeвoзмoжнo, нo вы мoжeтe пoпрoбoвaть — нa oснoвe мышления о том, какова должна быть функция искусства. Эти представления меняются. Имеет вульгарно-политизированные, с желанием, чтобы все было в искусстве прекрасно, как мы хотим в жизни, и тогда появляются «Кубанские казаки». Это один настрой. Вторая позиция в том, что искусство — это зеркало, как сказал великий Шекспир, в котором должно влиять на жизнь. И в чем это отражается честнее, это, наверное, продуктивнее для общества и людей. Борьба между этой позиции идет постоянно. Я не хочу сказать, что художники перемещаются между ними, хотя кто-то, вероятно, и меняется. Но то, что общество меняется, — конечно. Это его еще со времен Пушкина хочет оказывать давление на искусство, чтобы превратить его в одну служанку власти. А художник всегда отстаивает свою поруганную свободу и хотят, что говорит о соответствии своему мнению. Это было, есть и, вероятно будет. Только высокое художественное воспитание позволяет человеку понять, что возможны разные мнения. Вульгарное представление всегда исходит из установки: «Как он смел это показать!» Ничего не меняется, судя по всему. Это наводит на страшную мысль о генетической предрасположенности нашим дорогим и нежно любимым национальной культуры на то, что до сих пор, что бы мы не делали, работать Автоматами и сталинский период застоя. Эта мысль меня посещает и пугает. Я, как честный художник, вздрагиваю, но по-прежнему отстаивать свое право на twitter, как говорят мои друзья.
Михаил Пиотровский, Генеральный директор Эрмитажа:
— Разработать критерии оценки искусства невозможно. Искусство не может быть примитивным критериям. Вы можете создать некоторые органы, которые будут не надзирательными и формирующими общественное мнение. Нужно поднимать эту категорию людей, которые и на формирование общественного мнения, на которые могли бы опираться в прокуратуру и другие органы, в спорных случаях. Это должны быть эксперты в области культуры. В Общественной палате есть комиссия по культуре. Недавно мы там обсуждали концепцию развития музейной жизни. Общественная палата, приняли участие в очень профессиональных людей, и там была сделана мнения тех, кто этими вопросами занимается. Есть люди, которые хотят командовать культуры, но не понимают, как это сделать. А следует, что командовали нами ограничено, и что это команда ограниченной мнение авторитетных людей.
Александр Журбин, композитор
-Человечество работает по этому вопросу уже несколько тысяч лет. Что такое искусство хорошо, а что плохо, что является прогрессивным, идет вверх, и то, что тянет нас назад. Ответ на этот вопрос не. Люди любят простые задушевные песни, а интеллигенция к ним равнодушна. Ей нужна более сложная музыка. Музыкальная элита любит суперавангардные и модерновые произведения. Я вот — человек с широким вкус. Мне нравится и популярные песни, и симфоническая музыка, опера и балет. Но 99 процентов людей, которые живут в нашей стране, любят только популярную эстрадную музыку, но это не означает, что все должны писать только эстрадную музыку. Так что нет общего критерия, здесь вы не можете себе представить.
Максим Дунаевский, композитор
— Конечно, нет. Только общество в состоянии оценить то или иное произведение через какое-то время, и никто больше. На это есть критики, в состоянии оценить произведение искусства, с одной или другой стороны. Но и это субъективное мнение. Когда многие критики с одним мнением — это уже более или менее объективная картина. Мне кажется, говорить о выработке критериев — говорильня, придуманная того, что и о чем-то думать.
Вячеслав Полунин, артист цирка, клоун
— Можно, наверное, собрать специалистов. Безусловно, это должны быть личности, которые считают многие. Они выскажут свое мнение о конкретном действии, на которые будет слушать. А как поступать по-другому, не знаю. А записать на бумаге некоторые общие моменты, чтобы в дальнейшем ими руководствоваться, трудно. Это касается любого вида искусства, не только циркового. Талант буквочками трудно описать.
Сергей Стадлер, скрипач
— Может быть, и возможно выработать критерии, но это очень трудно. Надо полагать, большим специалистам. Критерии всегда есть. Их, вероятно, даже не нужно производить, только их нужно положить.