Кaк выяснилoсь в экспeримeнтax шoтлaндскиx учeныx, зeбрoвыe aмaдины (Taeniopygia guttata) выбирaют цвeтoвую гaмму для свoиx гнeзд, рукoвoдствуясь нe стoлькo инстинктoм, скoлькo сoбствeнными вкусaми и тeкущими нaблюдeниями. При этoм eсли oни нaблюдaют зa дeйствиями oпытнoгo гнeздoстрoитeля, с кoтoрым прeждe были знaкoмы, тo oт eгo дeйствий будeт сильнo зaвисeть их последующий выбор цвета. Но незнакомый строитель не станет для молодых учеников авторитетом: они выберут цвет в соответствии с собственными цветовыми предпочтениями. Строительство гнезда у амадин — высоко социальных птиц — может стать хорошей моделью для изучения таких интересных культурных явлений, как мода, следование вкусам большинства, то есть поддержание традиций, не имеющих явного адаптивного смысла.
Ученые из шотландского Сент-Эндрюсского университета задались вопросом: кто учит птиц строить гнезда? Известно, что птицы могут построить гнездо, руководствуясь инстинктом. Часто оказываются важными и наблюдения за окружающей обстановкой. Так, недавно исследователи из того же Сент-Эндрюсского университета показали, что зебровые амадины подбирают такой гнездовой материал, который наилучшим образом замаскирует гнездо (см. Птицы маскируют гнезда, подбирая материал подходящего цвета, «Элементы», 10.04.2015). Но зебровые амадины — социальные птицы: они живут большими стаями, гнездятся в колониях, образуют многолетние супружеские пары. Это означает, что столь важная часть их жизни, как строительство гнезда, тоже может быть социально обусловлена: птицы могут строить гнезда, перенимая опыт у более опытных соседей. Шотландские ученые в эксперименте наглядно продемонстрировали присутствие такого социального элемента у молодых гнездостроителей. Более того, им удалось выяснить, как неумелые ученики относятся к «авторитетным демонстрациям».
Эксперимент готовили заранее. 96 птичек из разных мест свезли в лабораторию и рассадили по мужским и женским клеткам. Разновозрастные самцы содержались двумя стайками в отдельных помещениях в течение месяца. В каждом помещении самцы имели возможность познакомиться друг с другом, но не с особями из другого помещения. Затем самцов и самок разбили по парам и рассадили по отдельным семейным клеткам. На первом этапе эксперимента ученые выясняли, какой цвет для материала гнезда предпочитают молодые самцы, которые еще никогда не строили гнезд (напомню, что в паре амадин строит гнездо именно самец). Для этого к прутьям клетки привязывали пучки розовых и оранжевых ниток и подсчитывали время, которое самец тратит, присматриваясь и дергая нити разных цветов. Если он больше времени обследовал оранжевый цвет, то оранжевый считался его индивидуальным предпочтением, а если розовый, то предпочтительным для данного самца назначался розовый цвет.
На следующем этапе молодые брачные пары разместили рядом с парами, где самец уже имел опыт строительства гнезд. Акцент был сделан на том, что часть молодых пар соседствовала со знакомыми самцами, а часть — с незнакомыми, из другого помещения. В клетку взрослому, искушенному, самцу ставили гнездовую коробку, и это был сигнал для начала строительства. В качестве гнездового материала ему давали только нитки неприятного для молодого самца-соседа цвета, а не того, который был для него предпочтительным: если молодой самец выбрал на первом этапе розовый, то взрослому самцу давали оранжевые нитки, а если ученик предпочитал оранжевый, то взрослый самец строил гнездо из розовых ниток. И молодой самец мог наблюдать, как его опытный сосед строит свое гнездо.
А после приходила очередь ему самому строить гнездо. Но теперь у него был выбор: взять нитки из розового или оранжевого пучка и свить гнездо предпочтительного цвета или из менее приятного, повторив действия умелого «наставника».
Ученым осталось только подсчитать число нитей разного цвета, из которого получилось гнездо у молодого самца. Гипотетически, ожидались два альтернативных сценария: молодые самцы могли следовать своему вкусу (демонстрации не важны для обучения) и могли повторить увиденное вопреки своему индивидуальному предпочтению (демонстрации важны для обучения). Но результат сложился в третий сюжет: для обучения важны и значимы действия уже знакомых демонстраторов. Если самец наблюдает за незнакомым гнездостроителем, то вряд ли потом использует эту информацию, а скорее последует своему предпочтению (рис. 2).
Рис. 2. Оценки начального и конечного предпочтения цвета ниток. Начальные оценки прикидывали по времени взаимодействия с нитками розового и оранжевого цвета, а конечные — по числу оранжевых и розовых ниток, уложенных в гнездо; и ту, и другую оценку вычисляли как отношение показателей по неприятному цвету к предпочтительному цвету. Пунктирная линия показывает результаты для знакомых самцов, сплошная — для незнакомых. Кружки и квадраты — это соответственно среднее и средневзвешенное для обеих групп. Справа — гнёзда, построенные самцами-демонстраторами; каждое из них свито из ста пятидесяти 15-сантиметровых кусочков веревки. Рисунок из обсуждаемой статьи в Proceedings of the Royal Society B
Нельзя не удивиться, насколько логично и разумно подобное поведение. Молодой муж, отвечающий за строительство дома для себя и своей избранницы, не доверяет кому попало. Случайный учитель для него не является авторитетом. Он станет руководствоваться своим собственным вкусом, но лучше, если в его окружении окажется более опытный знакомый. В свете столь понятных для нас рассуждений строительство гнезд у амадин может оказаться прекрасным объектом для изучения и других интригующих социальных явлений, таких как культурные традиции, мода, следование вкусам большинства и т. п. Интересно также, почему и как у птиц, имеющих резко отличное от млекопитающих устройство мозга, формируется понятная нам, млекопитающим, картина поведения.
Источник: Lauren M. Guillette, Alice C. Y. Scott and Susan D. Healy. Social learning in nest-building birds: a role for familiarity // Proceedings of the Royal Society B. 2016. V. 283. P. 20152685.
Елена Наймарк