Андрей кураев: РПЦ на Украине движется к традиционной церковной демократии

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

Измeнeния В Oбщиe Услoвия

Дaжe, кaк прaвилo, нeскoлькo слoв, прeсс-сeкрeтaрь прeзидeнтa Дмитрий Песков говорил о недопустимости действий, направленных против интересов РПЦ и Украине. А Патриарх Московский и всея руси Кирилл накануне обратился к лидерам стран «нормандской четверки» с призывом предотвращения дискриминации православных.

Особое мнение по этому вопросу выразил протодиакон андрей кураев.

— Мне кажется, что это все-таки пропаганда, передергивание, что происходит сейчас, — говорит отец Андрей. — Так, одна из двух поправок в закон о Верховной раде говорит только о том, что община имеет полное право перейти из одной конфессии и юрисдикции в другую. Для этой цели должны быть проведены собрания членов, то есть людей, чья религиозная идентичность определяется их самоидентификацией и религиозной практике именно в этом сообществе. В 90-е годы были печальные случаи, когда боевики УНА-УНСО (запрещенная в России организация — ред.) автобусы колесили от одной деревни к другой в Западной Украине и насильно организация встреч, массовый выход из Московской Патриархии.

— И после этого выйти?

— Да, несколько епархий. И они не вернулись. Вот, что такое не произойдет снова, профильные комиссии Верховной рады и предлагает, что так или иначе решение Приходского собрания для такого переключения, должны утверждаться на Совет Ес. Проголосовал за свою жизнь в обществе должны быть реальные люди. Это очень важно. Вот этот законопроект, если будет принят, будет православные приходы в порядке самозащиты наоборот составить список из своих прихожан, установить их голосования членства. Не возможна, будут выборы в Приходской совет вымышленных персонажей, станет невозможным отправлять непонятные для простых людей в епархиальное собрание или еще больше, чтобы делегаты на Поместный Собор.

— Кто выбирает Патриарха?

— Я считаю, что то, что происходит с нами, больше похоже на насмешку. Приходят люди, никакого отношения к вере не нужно, со своими любовницами… Разве это правильно? Вот Поместном Соборе 17-18-й годы было голосование за членство в ней, это демократическая процедура выборов. Точно такая же практика в Русской Зарубежной церкви в Западной Европе.

— И так, что получается, так сказать, что в украинской части Русской Православной Церкви двигаться в направлении демократии?

В этом смысле, я думаю, что да. К традиционной церковной демократии. И тогда уже могут быть поставлены вопросы о влиянии членов приходскую жизнь, на требование финансового отчета от настоятеля, даже и по выбору кандидатов в священники… Все это дает только голосования, членство в сообществе, что доказывает, что приход не фиктивный.

— Но Россия сейчас называются страны-агрессора, и, соответственно, нашей православной церкви — агент влияния.

— Всегда и везде церковь была связана с государством. И каждой церковной заявка подлежит властей. Священник, Епископ, Патриарх. Это было во все времена и во всех странах. В этом отношении церковь от государства не отделена. Для церкви, чтобы жить в условиях невесомости, свободы и что-то новое, эта практика не больше, чем четверть века. И две тысячи лет назад, были выполнены совершенно противоположным опытом. Да, украинские власти сейчас очень раздражает, когда с амвона священники проповедуют о русском мире. Но представьте себе зеркальную ситуацию, разве в России кто-то позволит священники в рясах, чтобы сказать что-то, противоречащее политике государства? Я думаю, что реакция на это в нашей стране было бы еще более категоричной. Так что этот законопроект является только какая-то крайняя форма самозащиты украинского государства от власти в Русской Православной Церкви. Он не запрещает деятельность РПЦ в Украине, поскольку многие из них, а лишь пытается ограничить его возможное политическое влияние.

— Это может в конечном итоге привести к окончательный раскол?

— Нет, я думаю, что это возможно. За все эти годы только сорок из двадцати тысяч приходов под юрисдикцию УПЦ Киевского Патриархата).это. почти ничего. Наша Церковь в этом отношении оказался целостна. Скорее, может быть другая проблема, но тоже очень серьезная. Не исключено, что Греческая Церковь вмешается в этот процесс разделения. В конце концов, в течение многих веков Украина была именно часть от нее, у нас любят повторять «Киев — мать городов русских», но это только калька греческого слова «митрополия». Киевская митрополия была частью Константинопольского Патриархата до конца 17-го века. Затем ее передали на временное пользование Патриархату Москва. И вот сроки аренды подошел, не исключено, что хочет вернуться обратно… Но я думаю, на это Верховная Рада так точно отношения не имеет.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.